ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Сведения об образовательной организации
Образование
Показать все
Финансово-хозяйственная деятельность
Показать все
Специалисты детского сада
Страничка педагога - психолога Марины Витальевны Войновой
Показать все
Страничка музыкального руководителя
Показать все
Страничка старшего воспитателя Цыганковой Марины Михайловны
Показать все
Страничка инструктора физического развития
Показать все
Наши группы
Группа №4 "Маргаритки"
Показать все
Группа №6 "Шалунишки"
Показать все
Группа №8 "Ландыши"
Показать все
Группа № 9 "Васильки"
Показать все
Группа № 10 "Цветочки"
Показать все
Группа № 11 "Утята"
Показать все
Группа № 12 "Цыплята"
Группа № 13 "Капитошка"
Показать все
Группа № 14 "Ягодки"
Показать все
Группа № 15 "Капельки"
Показать все
Группа № 16 "Ромашки"
Показать все
Группа № 17 "Солнышко"
Показать все
Обратите внимание

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста".

15 июля 2021

Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики

ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без

внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребенка

выполнять то или иное действие самостоятельно. В желании «Я сам!»

выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению.

Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми

к каким-либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.

Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребенка то, что он

может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.

Воспитание самостоятельности

тесно связано прежде всего с привлечением ребенка к участию в одевании,

умывании, кормлении. Участие в этих процессах привлекает малыша,

удовлетворяет растущую потребность в самоутверждении. Первые такие

проявления можно наблюдать у ребенка в начале второго года жизни: он уже не

хочет пассивно сидеть за столом во время кормления, а тянется за ложкой.

Неловкими движениями он зачерпывает ложкой кашу, а подносит её ко рту...

пустой. Не беда, что пока только «по усам текло, а в рот не попало»! Взрослый

докормит его. Но важно его стремление к самостоятельности, и это надо

поддержать. С 1 года 2 месяцев он учится есть только густую пищу, а потом и

суп. Теперь кормление приобретает для него особый интерес, а вместе с тем

повышается и аппетит. К полутора годам дети, которых своевременно начали

приобщать к этому, с завидным усердием полностью справляются с обедом.

Очень важно не упустить благоприятный момент. Если время упущено, ребенок

привыкает к тому, что его постоянно кормят взрослые. Ведь по мере

расширения круга интересов ребенка и возрастания умелости в обращении с

разными игрушками ложка теряет для него свою таинственную

привлекательность. Теперь его манит поющий волчок, заводная птичка или

машина. Он более или менее послушно открывает рот, чтобы его поскорее

накормили, и можно было отправиться в мир покоренных им вещей: заводить,

катать, строить. В это время научить его есть самостоятельно значительно

труднее.

С 1,5 лет ребенка учат мыть руки: сначала он только подставляет их под

струю, потом учится потирать одной другую, а после 2 лет - мыть руки с мылом

и вытирать их. Малышу удобнее умываться, если он стоит на скамеечке,

подставленной к умывальнику. Если же его на руках подносят к крану, научить

умыванию в таком неудобном положении очень трудно. Для ребенка все новое

сложно. Задача взрослых - облегчить малышу овладение новыми для него

действиями.

В этом возрасте можно приучать его принимать участие в одевании и

раздевании: сначала снимать с себя расстегнутую и расшнурованную

взрослыми обувь, затем носки и штанишки. К трем годам он уже сможет

полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы. Правда, по началу

дело идет медленно и случаются конфузы: ботинки оказываются надетыми не

на ту ногу, платье - задом наперед.

Если малыш не изъявляет желания одеваться, может выручить присутствие

куклы, которая, как объясняет взрослый будет «учиться это делать, глядя на

тебя».

Не надо спешить с помощью! Пусть ошибку ребенок исправит

сам. Проявленная малышом настойчивость ценное приобретение, которое

пригодится ему в дальнейшем.

Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства

взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они

развивают у малыша способность к усилию, которая в будущем явится

необходимым условием трудового воспитания ребенка.

Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за

ребенка, пекутся о его же благе, "облегчают" будто бы его жизнь. Взрослые

должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии

сделать сам.

Ребенок второго года жизни может собрать игрушки и отнести их на место,

указанное взрослым. Однако надо приучать его не только убирать все после

игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий. Для детских

вещей родители должны отвести полочки, вешалки, которые расположены так,

чтобы детям было удобно доставать до них.

Самостоятельность ребенка проявляется не только в умении выполнять то

или иное дело без посторонней помощи, но и в способности приняться за него

по собственной инициативе. Особенно отчетливо стремление к

самостоятельности начинает проявляться на третьем году жизни, когда ребенок

то и дело заявляет: "Я сам!"

Но как поступить, если малыш тянется, например, к ножницам, которыми

взрослый вырезает флажки для украшения елки, и требует: "Я сам!" В таком

случае полезно не ограничиваться объяснением, что это пока ещё опасное для

него занятие, а определить и для ребенка посильную долю участия: пусть,

например, аккуратно складывает уже готовые флажки, собирает и относит в

указанное место обрезки бумаги. Тогда у него будут все основания для того,

чтобы, показывая другим детям красивые флажки на елке, сказать с чувством

гордости: "Это мы сами сделали".

Если малышу поручили вытереть пролитую на подоконнике воду, надо

проследить, чтобы он выполнил

поручение старательно и аккуратно, а не бегал по комнате,

размахивая тряпкой, как флажком. Постепенно надо подводить ребенка к тому,

чтобы он понимал, где игра, а где труд, и не превращал его в забаву. Этому

помогает закрепление за ребенком постоянных поручений. Возможности

маленького ребенка в этом отношении еще очень невелики, но и не равны нулю.

Его обязанностью может стать помощь в приготовлении стола к обеду:

поставить хлебницу, разложить приборы и салфетки; поддержание порядка в

игровом уголке, помощь в кормлении рыбок в аквариуме или в поливке

комнатных растений. Все это воспитывает у ребенка ответственность, сознание

того, что он должен выполнить дело, которое ему доверили взрослые. В этом

заключено большое нравственное значение. Ребенок учится заботиться о

других, он привыкает к тому, что не всегда можно делать только то, что

хочется, но приходится выполнять и то, что надо делать. Предупреждение всех

желаний ребенка , освобождение от каких бы то ни было обязанностей, от

необходимости затрачивать усилия, напротив воспитывают у ребенка лень,

апатию, эгоизм.

Привлекая малыша к посильной помощи взрослым, к выполнению их

поручений, надо позаботиться о том, чтобы действия сопровождались

радостными переживаниями: не требовать от ребенка выполнения задания, а

заинтересовать самим процессом труда или его результатом, не скупиться на

похвалу, а порадоваться с ним успеху. Все это создает бодрую, жизнерадостную

атмосферу, желание быть полезным для других, помогать им.

Большую ошибку допускают, когда наказывают ребенка трудом.

"Не послушался, шумел при гостях – будешь за это помогать мне посуду

мыть".

Вполне закономерно, что в следующий раз, когда мама, давно забывшая про

это происшествие, предлагает сыну помыть ложки, мальчик протестует и с

плачем заявляет:

"Я ничего плохого не сделал". Так дети начинают рассматривать труд как

наказание.

Самостоятельность - это не только навыки, связанные с

самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни

важно приучить ребенка часть времени проводить без участия взрослого,

занимаясь предложенными им игрушками. Эту линию надо продолжить и в

дальнейшем. Воспитание самостоятельности не означает, безусловно,

устранения взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо

направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления

самостоятельности и инициативы. Скажем, малыш длительное время играет

однообразно: возит машину вперед и назад. Надо посоветовать ему, как

продолжить игру. Может быть для той же машины построить гараж. В

следующий раз это поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры.

Повседневная жизнь предоставляет множество разнообразных возможностей

для воспитания у ребенка желания быть самостоятельным. На прогулке полезно

обратить внимание малыша на проявления этого качества у других детей, а

читая книжку – у персонажей литературных произведений. Если ребенок не

сразу сообразит, как сложить разрезные картинки или кубики с картинками, не

надо торопиться подсказывать, полезнее предложить ему догадаться самому.

Решающее значение в воспитании ребенка имеет вся атмосфера, принятая в

семье, господствующие в ней стиль и тон обращения друг с другом,

взаимоотношения между ее членами. Доброжелательность, стремление помочь

друг другу, общий трудовой настрой оказывают благоприятное влияние на

формирование личности ребенка и, в частности, самостоятельности.