ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Сведения об образовательной организации
Образование
Показать все
Финансово-хозяйственная деятельность
Показать все
Специалисты детского сада
Страничка педагога - психолога Марины Витальевны Войновой
Показать все
Страничка музыкального руководителя
Показать все
Страничка старшего воспитателя Цыганковой Марины Михайловны
Показать все
Страничка инструктора физического развития
Показать все
Наши группы
Группа №4 "Маргаритки"
Показать все
Группа №6 "Шалунишки"
Показать все
Группа №8 "Ландыши"
Показать все
Группа № 9 "Васильки"
Показать все
Группа № 10 "Цветочки"
Показать все
Группа № 11 "Утята"
Показать все
Группа № 12 "Цыплята"
Группа № 13 "Капитошка"
Показать все
Группа № 14 "Ягодки"
Показать все
Группа № 15 "Капельки"
Показать все
Группа № 16 "Ромашки"
Показать все
Группа № 17 "Солнышко"
Показать все
Обратите внимание

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОБОГАЩАЕМ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ"

15 июля 2021

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью. Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка планомерно, систематически. Ознакомление детей с окружающим, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста (как активного, так и пассивного), происходит как в процессе обучения, так и в играх. И конечно, ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения; сопереживать услышанное). Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Обратите внимание ребенка на звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Рекомендуемые игры на обогащение словарного запаса: «Игра - соревнование» Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглых предметов? Скажите: «Я знаю круглое колесо, а ты?» Если ребенок ничего не вспомнит, сразу добавьте к колесу шар. Когда же ребенок поймет, что от него требуется, по очереди произносите: мяч, голова, яблоко, солнце и т. д. Итак, кто больше знает холодного (теплого, зеленого, белого, поющего и др.)? «Четвертый лишний» Взрослый говорит три слова: сова, ворона, лиса, воробей. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти четыре слова и определить, что все они относятся к живой природе, однако сова, воробей и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя. «Ассоциации» Предложить ребенку придумать как можно больше ассоциаций к изображенному предмету. Например: Машина (руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, и т.д.). Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…). Лук (овощ, полезный, зеленый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, чистят, режут, варят, жарят, едят…). Сапоги (замок, каблук, подошва, мех, кожа, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают…). «Закончи фразу» Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу. Сахар сладкий, а лимон ... Луна видна ночью, а солнце ... Огонь горячий, а лед ... Река широкая, а ручей ... Камень тяжелый, а пух ... «Какой предмет?» Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову - признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов - предметов. Желтый — светофор, цвет, лимон, ... Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ... Красное — платье, яблоко, знамя, ... «Подбор сравнений» Родитель: На что похож ручеек? (на ленту, змейку, зеркало). На что похож ежик? (на шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щетку). На что похоже солнышко? (на яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика). «Игры с глаголами» Родитель: - Что умеет делать кошка? Ребенок подбирает слова – действия: лакать молоко, лазить по деревьям, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться. Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поет, несет). А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует). Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться). Что любит делать щенок? (Бегать, грызть кость, гоняться за кошкой, ласкаться). Как ведет себя щенок, когда ему дают кость? (грызет, наслаждается, рычит, радуется, торопиться). Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит). «Игры с прилагательными» Родитель: - О чем можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка, …); круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч, …); круглое (зеркало, колесо, …); красная (косынка, …); красное (знамя, …); красный (флаг, …); узкое (место, …); узкая (лента, …). Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, веселое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее). Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное). Каким может быть ручеек? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим). Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Желтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий). Уважаемые родители, используйте каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: беседуйте, разговаривайте по дороге домой из детского сада, больше и чаще читайте с ребенком книг и обсуждайте с ребенком прочитанное, побуждайте малыша высказывать свое мнение и переживания.