ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Сведения об образовательной организации
Образование
Показать все
Финансово-хозяйственная деятельность
Показать все
Специалисты детского сада
Страничка педагога - психолога Марины Витальевны Войновой
Показать все
Страничка музыкального руководителя
Показать все
Страничка старшего воспитателя Цыганковой Марины Михайловны
Показать все
Страничка инструктора физического развития
Показать все
Наши группы
Группа №4 "Маргаритки"
Показать все
Группа №6 "Шалунишки"
Показать все
Группа №8 "Ландыши"
Показать все
Группа № 9 "Васильки"
Показать все
Группа № 10 "Цветочки"
Показать все
Группа № 11 "Утята"
Показать все
Группа № 12 "Цыплята"
Группа № 13 "Капитошка"
Показать все
Группа № 14 "Ягодки"
Показать все
Группа № 15 "Капельки"
Показать все
Группа № 16 "Ромашки"
Показать все
Группа № 17 "Солнышко"
Показать все
Обратите внимание

“Развиваем познавательные интересы у старших дошкольников”.

15 июля 2021

Психологами доказано, что

успешнее школьную программу

осваивают дети, которые

проявляют высокую

познавательную активность и

получают радость от новых

знаний. Будет ли успешной и

радостной учеба в школе? Во

многом это зависит от того,

насколько сформированы у

ребенка те качества, которые

определяют эффективность

обучения.

При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него

внутренней потребности в знаниях. В основном отстают в учебе

«интеллектуально пассивные» дети, которые негативно относятся к

умственной работе и стремятся избежать активной мыслительной

деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является

несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах

предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность,

найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют

развивающийся познавательный интерес. Не секрет, что некоторые дети

учатся хорошо только благодаря дисциплине и невероятной усидчивости. А

другие «всё схватывают на лету» и быстро справляются с домашними

заданиями. И дело здесь совершенно не в разных умственных способностях.

Легко усваивать информацию ребёнку позволяет его познавательный интерес

ко всему новому и неизвестному. Дети, которые учатся довольно слабо,

жалуются на «непонимание предмета» и «плохую память». Но когда они

воспринимают интересную историю, то передают содержание близко к

оригиналу, поражая близких. Любому человеку сложнее выполнить какую-то

работу, если она не вызывает заинтересованности.

Ребенок стремится познавать и творить, и ему необходимы в этом процессе

участие и помощь взрослых. Вопрос развития познавательной активности

волнует многих родителей. Вытеснение живого общения и мода на

интерактивные пособия препятствуют развитию мышления и воображения

детей. Современные дети, к сожалению, очень мало играют, игра постепенно

подменяется просмотрами мультфильмов на телефоне или планшете.

Общение с родителями и сверстниками заметно сокращается, а это, в свою

очередь, тормозит познавательное и речевое развитие ребенка.

Привлекательные интерактивные игрушки без участия взрослого не

способствуют развитию игровой деятельности детей.

Ошибки взрослых, которые приводят к угасанию детской

любознательности

 Взрослые мало взаимодействуют с ребенком, не включаются в их

игры.

 Бесконечно используют запреты, не поясняя ребенку, почему это

нельзя и не предлагая альтернативную деятельность.

 Родители нередко с раздражением реагируют на детские вопросы

 Часто забывают похвалить малыша за старания и небольшие

достижения. В основном отмечают недостатки в деятельности ребенка.

 Родители не учитывают возрастные особенности дошкольного

возраста, а именно, импульсивное поведение ребенка и невозможность

предвидеть последствия своих действий.

Каким же образом можно стимулировать познавательное развитие у старших

дошкольников?

Важно помнить, что ведущей деятельностью дошкольника

является сюжетно-ролевая игра. Только в игре происходит зарождение и

развитие всех психических процессов: восприятия, речи, мышления,

воображения, памяти и внимания. Научить ребенка игре, обогатить ее

содержание, превратить обыденное событие в увлекательную игру должны

взрослые. Но родители нередко недооценивают значение игры в жизни

ребенка.

Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Игра – одно

из важных средств познания окружающего мира, она обогащает

эмоциональный мир ребенка, создает позитивное настроение. В игре

усваиваются нравственные принципы, формируются и уточняются

представления о мире. Главное преимущество игры перед любым другим

видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно

подчиняется правилам. Выполнение этих правил приносит ребенку

удовольствие, а значит, игровая деятельность способствует развитию волевой

сферы.

Поведение становится осознанным, в игре у ребенка появляется простор для

проявления инициативы и самостоятельности.

– Прогуливаясь, играйте с ребёнком в игры, которые расширяют его

кругозор, развивают речь.

– Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте

любую его инициативу.

– Играя с ребенком, включайте познавательные элементы в сюжет,

используйте развивающие игровые материалы.

В старшем дошкольном возрасте расцветает детская познавательная

активность. Характерные черты дошкольника шестого года жизни – это

любопытство, пытливость, постоянное желание узнать что-то новое, жажда

новых впечатлений, активное стремление наблюдать, искать новые сведения

о мире. Удовлетворяя любознательность в процессе активной деятельности,

малыш из отдельных представлений и образов получает систему знаний к

концу дошкольного детства. Для познавательного развития ребенка очень

важно развивать внимание, память, речь, способность сравнивать,

анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Психологами доказано, что дошкольный возраст является благоприятным

периодом развития познавательных интересов личности. Поэтому родителям

необходимо поощрять познавательную активность ребенка, проявляя свою

личную заинтересованность в исследованиях малыша. Именно в этом

возрасте полезно приобрести ребенку в подарок красочную детскую

энциклопедию. Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не

только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая ребенку, не

стремитесь к тому, чтобы он запомнил все содержание главы. «Почемучка»

любит повторно воспринимать знакомую информацию. Эту потребность

необходимо удовлетворять для уточнения, углубления и систематизации

детских представлений.

Пятилетний возраст справедливо называют возрастом «почемучек». Ни в

коем случае не отмахивайтесь от детских вопросов, а задавайте малышу

встречные: «А как ты думаешь? Как ты догадался?». К детским вопросам

необходимо относиться серьезно. Не оставляйте их без внимания,

совершайте совместные открытия с ребенком, создавайте радостный фон

сотрудничества. Отвечать на них рекомендуется таким образом,

чтобыподдержать и углубить любознательность и познавательные интересы

ребенка.

Познавательная самостоятельность почемучек проявляется в потоке

вопросов: «Зачем?» «Как?», «Почему?». Часто ребенок пытается сам найти

ответы на них, проявляя при этом инициативу, которая обнаруживается в

стремлении, потрогать и разобрать предметы и игрушки, поэтому дошколят

привлекают конструкторы, наборы для творчества и опытов. Такая

творческая исследовательская деятельность стимулирует мышления и

развитие познавательных интересов. К концу дошкольного возраста ребенок

уже способен проявлять волевое усилие для получения результата, даже если

необходимо преодолеть препятствия.

Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний.

Но застенчивые, неуверенные в себе дети требуют особого подхода. На

первый взгляд они пассивны, их мало что интересует. Таких робких

дошкольников родителям необходимо побуждать к формулированию

вопросов и нахождению ответов в практической деятельности. Обязательно

расширяйте кругозор ребенка через наблюдения в природе, посещение

выставок, театров, чтение книг. Устанавливайте связи с прошлым опытом,

систематизируя знания ребенка. Будьте внимательны и при едва заметном

проявлении заинтересованности в интеллектуальной деятельности

поддержите малыша, помогите ему достичь успеха. Участие ребенка в

несложной интеллектуальной викторине или конкурсе, позитивные эмоции,

игровые приемы зажигают детское любопытство. Ваше участие и

доброжелательность помогут ребенку поверить в себя, подтолкнут его к

новой познавательной активности в будущем.

Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит. Для

развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную

активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить

на них ответы посредством наблюдений. Например, предложите определить,

что изменилось в парке со времени последнего посещения, придумывайте

загадки о том, что он видит, используйте стихи о природе.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения.

Дошкольникам легче находить отличия между объектами, чем сходства.

Поэтому сначала предлагайте вопрос: «Чем отличается береза и ель?» А

затем обсудите, чем они похожи. Благодаря сравнению предметов, явлений

действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые

качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что

казалось ему хорошо знакомым.

Психологи выделяют условия, необходимые для формирования

познавательной мотивации дошкольника:

 Эмоциональная поддержка. Ребенок дольше удерживает внимание и

интерес, если его подбадривать, хвалить за старания.

 Обсуждение успехов и неудач с ребенком. Почему удалось найти

ответ, что помогло? Побуждайте ребенка самостоятельно находить ответы.

 Активизация мыслительных процессов. Познавательная деятельность

может продолжаться неделю и больше, если вы будете задавать наводящие

вопросы.

 Помощь взрослых в освоении навыков ребенком планирования и

постановки цели.

Познавательные интересы заставляют ребенка активно стремиться к

освоению нового, искать способы удовлетворения жажды знаний. Все дети

по своей природе очень любознательны. Поэтому, следует поощрять их

получать информацию и анализировать ее.

Важно! Что будет заложено в дошкольном возрасте, то и даст потом

свои плоды. Развитие познавательных интересов у детей дошкольного

возраста полностью зависит от близких взрослых. Мир малышу

открывается через его восприятие, личные переживания и

практическую деятельность. Ваша поддержка детской

любознательности в различных сферах жизни сформирует у ребенка

широкий кругозор. Стремление познавать новое станет в будущем

потребностью, и будет побуждать детей к углубленному изучению

школьной программы.