ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Сведения об образовательной организации
Образование
Показать все
Финансово-хозяйственная деятельность
Показать все
Специалисты детского сада
Страничка педагога - психолога Марины Витальевны Войновой
Показать все
Страничка музыкального руководителя
Показать все
Страничка старшего воспитателя Цыганковой Марины Михайловны
Показать все
Страничка инструктора физического развития
Показать все
Наши группы
Группа №4 "Маргаритки"
Показать все
Группа №6 "Шалунишки"
Показать все
Группа №8 "Ландыши"
Показать все
Группа № 9 "Васильки"
Показать все
Группа № 10 "Цветочки"
Показать все
Группа № 11 "Утята"
Показать все
Группа № 12 "Цыплята"
Группа № 13 "Капитошка"
Показать все
Группа № 14 "Ягодки"
Показать все
Группа № 15 "Капельки"
Показать все
Группа № 16 "Ромашки"
Показать все
Группа № 17 "Солнышко"
Показать все
Обратите внимание

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРОИЗНОСИТЬ ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ

14 июля 2021

забавные маленькие дети, которые только начинают говорить! Мы умиляемся их «сапкам», «сыскам», «мыскам». Шипящие звуки [Ш], [Ж], [Щ] и [Ч] не всегда получаются даже у шестилетнего ребёнка. Однако в норме уже в 4 года в речи дошкольника не должно быть таких ошибок. Что же делать, если ребенок испытывает трудности и не может правильно выговаривать звуки [ш] и [ж]? Могут ли родители сами помочь своему малышу? Иногда достаточно одного толчка, который вызовет правильный звук у ребенка и поможет закрепить его в речи. И этот «толчок» нужно делать не в 5-6 лет, когда уже опоздали, а гораздо раньше. Для того чтобы правильно произнести шипящие [Ш] и [Ж], язык должен занять определенное положение в ротовой полости. Он непременно должен быть широким, передний край языка поднят вверх и образует щель с твердым нёбом возле верхних передних резцов, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Верхние и нижние резцы сближены, губы выдвинуты вперед и округлены. Посередине языка проходит сильная, теплая воздушная струя. Придать языку нужную форму помогут специальные артикуляционные упражнения. Без игры здесь вряд ли обойтись. Самое время вспомнить о Веселом Язычке и послушать его забавные истории. Но слушать их нужно только перед зеркалом.

Чаще всего проблема шипящих кроется в том, что ребенок не может расслабить язык и растянуть его широко. Поэтому полезно сначала научить язык расслабляться. Для этого нужно положить широкий язык на нижнюю губу и «пошлепать» его верхней губой: «пя-пя-пя». Потом дать широкому языку полежать спокойно, не двигаясь, на нижней губе (упражнение «Лопаточка»). Затем руками изобразите позу «чашечки», как будто в ладошку нужно налить и удержать водичку. Язычок должен повторить эту позу. Для этого необходимо улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме «чашечки». Удерживать не менее 5 секунд. Не расстраивайтесь, если «чашечка» сразу не получилась. Попробуйте выполнить следующее упражнение. Пусть ваш малыш представит, что он съел очень вкусное варенье и оно измазало его верхнюю губу. Нужно слегка приоткрыть рот и широким кончиком языка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения широким языком сверху вниз. И еще несколько раз. А теперь поскачем на лошадке. Звонко цокаем широким язычком. Рот при этом обязательно должен быть открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Сначала лошадка скачет медленно, затем все быстрее и быстрее. Куда же направляется наш смелый наездник? В лес. Сколько же здесь грибов! В упражнении «Грибок» широкий язык присасывается своей поверхностью к небу. Верхняя часть языка – шляпка гриба, подъязычная уздечка – ножка. Удерживать язык в такой позе необходимо не менее 5 секунд. А теперь поиграем в фокусников. Широкий (в форме «чашечки») язычок высунуть изо рта, передний его край приподнять к носу, но ни в коем случае не прижимать к верхней губе! Между языком и верхней губой остается щель. Губы растянуты в улыбке, боковые края языка соприкасаются с уголками рта. Пока ребёнок будет выстраивать эту сложную конструкцию, вы кладёте ему на кончик носа кусочек ватки. А теперь малыш должен подуть на ватку, не теряя формы языка. Ватка летит вверх. Вот такой фокус. Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих. Они должны немного вытягиваться вперёд и принимать форму «окошка». «Лопаточка» «Чашечка» «Вкусное варенье» «Грибок» «Фокус» После того, как перечисленные выше упражнения будут выполняться ребёнком легко и непринужденно, можно заняться вызыванием шипящих звуков. Вспомните, как летом вместе с ребенком вы ходили в парк и видели там высокие деревья. Набегает ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: [ш-ш-ш]. Поднимите руки вверх, как у деревьев, и пошумите, как листики, когда на них дует ветер. Получилось? Порадуйтесь вместе с малышом чистому звучанию звука [ш]. Вспомните вместе, где ещё можно услышать этот звук? Как шипит воздух, выходящий из лопнувшего шара; как мышь скребется под полом; как шипит сердитый гусь; как шуршит осенняя листва под ногами и т.д. Постановка звука [ж] проводится аналогично постановке звука [ш]. Отличие состоит в том, что при произнесении звука [ж] мы включаем голос. И если поднести руку тыльной стороной к шее, можно ощутить вибрацию. Если ваш малыш произносит шипящие звуки без посторонней помощи, обязательно закрепите их. Проговорите с данными звуками слоги: «ША-ШО-ШУ-ШЕ-ШИ; ЖА-ЖО- ЖУ-ЖЕ-ЖИ», слова: «шапка, шум, шина, Яша, уши, ваш; жук, жаба, Женя, ужи, лужа» и фразы: «Даша, не шуми! Жук жужжит». Если у ребенка нет сложных нарушений речи, то данных приемов будет достаточно. И он обрадует вас, вдруг появившимися в его речи, правильными звуками [ш] или [ж]. И таких детей много! Но если у ребенка нарушены все звуки, он делает много грамматических ошибок, речь его невнятная, он говорит с трудом, то без логопеда не обойтись. И чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем лучше будут результаты.