ГБДОУ детский сад № 98 Калининского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Сведения об образовательной организации
Образование
Показать все
Финансово-хозяйственная деятельность
Показать все
Специалисты детского сада
Страничка педагога - психолога Марины Витальевны Войновой
Показать все
Страничка музыкального руководителя
Показать все
Страничка старшего воспитателя Цыганковой Марины Михайловны
Показать все
Страничка инструктора физического развития
Показать все
Наши группы
Группа №4 "Маргаритки"
Показать все
Группа №6 "Шалунишки"
Показать все
Группа №8 "Ландыши"
Показать все
Группа № 9 "Васильки"
Показать все
Группа № 10 "Цветочки"
Показать все
Группа № 11 "Утята"
Показать все
Группа № 12 "Цыплята"
Группа № 13 "Капитошка"
Показать все
Группа № 14 "Ягодки"
Показать все
Группа № 15 "Капельки"
Показать все
Группа № 16 "Ромашки"
Показать все
Группа № 17 "Солнышко"
Показать все
Обратите внимание

Консультация для родителей «Роль семейного чтения в формировании интереса у ребенка к книгам»

14 июля 2021

В жизни человека особую роль играет дошкольное детство, оно помогает

сформировать качества характера, нравственность, мировоззрение,

культурные традиции. Сформированные в раннем детстве жизненные

приоритеты, определяющие жизненный путь, как самого ребёнка, так и путь

последующих поколений, влияющие на общее развитие и состояние

цивилизации. Важно как можно раньше и больше уделять внимание,

становлению внутреннего мира дошкольника, воспитывая, формируя в нём

любовь, сострадание, созидательное начало. Особое значение в этом деле

отведено книге и чтению. Читая, человек познает мир, учится анализировать,

думать, выбирать себе героев, на которых будет равняться. К сожалению, в

дошкольном возрасте, большинство детей не умеют читать. Тем больше

ответственности ложиться на вас, уважаемые родители, какую книгу и как вы

читаете, насколько её содержание соответствует возрасту ребёнка, традициям

нашего народа. Становление ребенка как читателя не может проходить без

активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста.

Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно!

Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не

только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на

характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее

развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через

чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для

души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение

все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в

обществе, превращаясь в источник получения информации и средство

развлечения.

Родители должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку

в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь

может не оставить для этого времени. Примерно 20 лет назад исследователи

доказали, что чтение является главным фактором развития уровня

мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для

развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют

чувствительные фазы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока

эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например,

для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого

развития — в 9-10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите

драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно

обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребенку формировать свое

отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители,

используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием

своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для

познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его

размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их

ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений

реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его

участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя

друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые

нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные

в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом

общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его

познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о

нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное

прочтение произведения литературы.

С раннего детства, песенки и потешки, народные игры помогают

развивать речь ребёнка, понять простые вещи, заботу и любовь. В

дальнейшем, с ростом ребёнка усложняется содержание произведений, что

помогает делать речь эмоциональной, правильной, чёткой, образной,

красивой. Когда чтение в семье становиться регулярным, традиционным

мероприятием, тогда это развивает ребенка, побуждает к творчеству,

развитию воображения, дополняет реальный мир множеством воображаемых

миров. Чтение помогает владеть информацией, пользоваться ей, исследовать

её. Ознакомление дошкольников с художественной литературой в рамках

познавательного развития является мощным импульсом к развитию не

только речи, но и интеллекта, позитивного отношения к миру, искусству,

науке, любви и интереса к чтению. При восприятии художественного

произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на персонажей,

несущих положительный пример и отрицательные герои – отрицательный

пример. Хотят подражать положительным героям, сопереживают удачам и

хотят помочь попавшим в беду, победить зло.

Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам? Первые книги

читают родители, воспитатели, родные – в общем, взрослые. И от того, как

именно представят малышам чтение папа с мамой и другие значимые люди,

зависит дальнейший диалог маленького читателя и книги.

 - Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в

руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?

 - Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте

значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть

читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он

непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной

беседы, и это согреет его сердце.

 Обсуждайте прочитанное с ребенком. Пусть это станет игрой –

подумать вместе, а что именно происходит с главными героями, что

стало причиной и как, скорее всего, будут развиваться события дальше.

 -При этом надо замечать, какие у ребенка потребности и интересы.

Мальчики читают «про машинки», девочки – «про куколок», и у

каждого ребенка есть свои желания и свои значимые персонажи. Если

книга задела за душу – она еще раз подтвердила значение литературы и

помогла ребенку убедиться, что чтение – это прекрасно. После таких

книг люди, вырастая, любят читать и сами ищут сильные, интересные и

увлекательные книги. –

 -Выбирайте книги по интересам вашего ребенка. Книги по интересам

особенно важны для дошкольников. Ведь они еще неусидчивы, не

способны что-либо делать по чувству долга. А значит, в книжный

магазин нужно идти только с ребенком! И тогда, если родители

апеллируют к интересам ( «тебе же эта книга понравилась,

помнишь?»), ребенок более благосклонно отнесется и к самой книге, и

к чтению как процессу. Так малыши подтверждают собственный выбор

и свои решения.

 Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и

теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым

напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких

людях.

 - Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь.

Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы

выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду,

готовите ужин, а ребенок читает вслух.

 - Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.

 - Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.

Формирование семейного "читательского поля" — важная проблема,

особенно в ранний читательский период, называемый "библиотечным

возрастом" ребенка. Первые попытки привлечь ребенка в библиотеку, к

чтению книг совместно с родителями начинаются тогда, когда ребенок

4-7 лет воспринимает литературные произведения с голоса. Процесс

восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в

семье. Этот тезис один из главных в организации семейного чтения.

Некоторые дети потом, после прочтения книги и заучивания наизусть,

даже играют в чтение. Водят пальчиком по строчкам в книжке и делают

вид, что «читают». Это хороший знак – значит ребенку интересна книга,

и он хочет научиться самостоятельно читать то, что ему зачитывают

родители.

Поэты, писатели, художники создали для малышей великолепную

библиотеку веселых книг. Достаточно вспомнить такие имена, как С.

Маршак, С. Михалков, В. Маяковский, К. Чуковский, Э. Успенский, Н. Носов

и др. Шуточные, озорные стихи, сказки, рассказы очень полезны детям,

потому что развивают чувство юмора, а тем самым и гибкость ума,

сообразительность восприятия. Детские книги помогают сформировать

задушевные и гармоничные отношения между детьми.

Читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки

книгу и становятся посредником между писателем и слушателем. В семье

обязательно должен быть человек, который будет читать малышу «нужные

книжки», где торжествует добро: где жалеют и выпускают жука, жужжащего

между рамами, не превращают в боксерскую грушу старого плюшевого

мишку, потому, что он – «друг детства». Такие книжки учат говорить

правду, научиться быть смелым, как Том Сойер, не побоявшийся на суде

рассказать про индейца Джо.

Уважаемые родители, важно как можно раньше начать формирование

круга детского чтения. Расставляя приоритеты и осуществляя правильный

подбор литературных произведений в дошкольном возрасте, взрослые

способствуют гармоничному развитию ребенка.