Опубликовано 29 сентября 2016 в 06:10

Современные дошкольники явное предпочтение отдают просмотру мультфильмов или компьютерным играм. Время, проведенное около телевизора или компьютера, по данным социологов, составляет от 20 % до 40 % всего свободного времени ребенка. По данным ЮНЕСКО, дети 3-6 лет смотрят телевизор, в частности мультфильмы, в среднем 3-4 часа в день, что составляет около 25-ти часов в неделю. Это значительно превышает время их игры, общения со сверстниками и взрослыми. Не так давно главными занятиями дошкольников были игры, рисование, лепка, слушание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т. е. те самые 30 минут в день, официально разрешенные дошкольникам Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Мультфильмы были для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием. Каковы причины таких изменений? Что делает телевизор столь привлекательным для ребенка? Для начала нужно отметить несколько серьезных причин социально-педагогического характера. Увеличение образовательных нагрузок влечет за собой потребность в пассивном отдыхе у экрана. Мультфильмы и программы для детей все чаще носят образовательный характер. Родители выражают заинтересованность и согласие на то, чтобы ребенок с пользой провел время у экрана или просто отдохнул. Огромный рост популярности видео просмотров на домашних DVD- проигрывателях, а также в режиме онлайн, объясняется простотой и доступностью этого занятия для большинства семей. Прилавки магазинов и киосков заполнены многочисленными сборниками мультфильмов всех видов и жанров. В интернет- сети выложено более 10 тыс. мультфильмов, что предоставляет свободу их выбора, времени и длительности просмотра. Дети получили возможность в любое время суток посмотреть любой желаемый мультфильм, фильм или передачу. Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка. Таким образом, дошкольник большую часть свободного времени проводит у экрана. Настоящим спасением от обилия экранного времени является детский сад. О вреде экранного времяпрепровождения сказано и написано немало, наряду с этим кардинально изменилось и содержание того, что смотрят дошкольники. Качество и содержание большей части отечественнойкинопродукции для детей в ХХ в. отвечали самым высоким требованиям критиков и не вызывали вопросов и сомнений у взрослых. Сюжеты фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержание — понятным ребенку, его легко можно было перенести в сюжет детских игр, а герои могли стать достойными для подражания. Художественное исполнение и музыкальное сопровождение большинства советских мультфильмов до сих пор вызывают восхищение. В 1991 г. в интернет -сообществе были опубликованы слова Папы Римского Иоанна Павла II (произнесенные еще в 50-е годы), который настоятельно рекомендовал смотреть советские мультфильмы, поскольку «они несут добро и воспитывают в ребенке сочувствие, заботу о других». Однако, золотой век советской мультипликации, к сожалению, завершился. Современные отечественные анимационные студии практически не производят новых мультфильмов для детей. Причин тому несколько, и в основном они экономические. Единичные российские проекты заслуживают поощрения и внимания потребителей. Но их число не сопоставимо с западными мультипликационными империями, так что в ближайшее время наши дошкольники вряд ли увидят современные качественные отечественные мультфильмы. Часто детям предлагаются преимущественно развлекательные, «взрослые» по форме и содержанию фильмы, не рассчитанные на детское восприятие. В этой связи возникает необходимость психологической экспертизы мультфильмов для дошкольников. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с принятым законом о защите детей от вредной информации. Как известно, этот закон ограничивает доступ к информации, которая приносит «вред здоровью и развитию детей». К такой информации относятся социально неодобряемые действия, влекущие вред для физического, психического и нравственного развития ребенка (курение, употребление алкоголя, сквернословие, насилие и пр.) Однако, психологическая экспертиза детских мультфильмов не сводится к вопросу о наличии «вредных» действий героев. Такая экспертиза предполагает анализ соответствия фильма возрастным особенностям детей. При этом речь идет не о выяснении художественных достоинств мультфильмов, а об оценке соответствия их формы и содержания психологическим особенностям детей того или иного возраста. В дошкольном возрасте художественное впечатление может оказывать серьезное влияние на становление основ личности. Это период интенсивного развития, когда каждый год отличается своими особенностями восприятия, мышления, самосознания и пр. Вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит — если малыш смотрит, значит, ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей независимо от их возраста. Между тем, мультфильмы для малышей, при их преждевременном и чрезмерномпотреблении, несут серьезную опасность для психологического здоровья и развития детей. И психологи, и педиатры единодушно настаивают на том, что до 3 лет детям вообще не рекомендуется смотреть на экран как таковой. Это подтверждает и Всемирная организация здравоохранения. Исследования показывают, что раннее (до 3-х лет) приобщение и чрезмерное потребление видеопродукции приводят к серьезным негативным последствиям: недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения, зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи и пр. В этом контексте, принятая в Законе маркировка «0+» на видеопродуктах, является грубым нарушением возрастных норм. Просмотр любых экранных продуктов наносит вред психическому и физическому здоровью детей раннего и дошкольного возраста. Полноценное восприятие мультфильмов возможно после 3 лет, когда у ребенка достаточно развита речь, появляется воображение. Он может общаться. С этого возраста мультфильмы, наряду с книгами и театром, могут и должны войти в жизнь ребенка. В этом случае восприятие художественного текста оказывает развивающее воздействие. Художественный фильм обогащает жизнь ребенка новыми представлениями, сюжетами, знаниями. Восприятие художественных произведений пробуждает познавательную активность, требует концентрации внимания, соотнесения отдельных фрагментов текста, понимания связей и отношений между событиями и персонажами. Все это способствует познавательному развитию. Эстетические впечатления, к которым относится восприятие мультфильма, всегда связаны с чувствами и эмоциями детей. Каждое произведение потенциально несет различные по глубине эмоциональные состояния. Сложность, амбивалентность этих эмоций, разнообразие и глубина переживаний, безусловно, обогащают эмоциональную сферу ребенка. Кроме того, мультфильмы дают модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вызывает сопереживание, но и становится объектом идентификации и образцом для подражания. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Они могут стать для ребенка воплощением доброты, смелости, щедрости, отзывчивости и других ценных человеческих качеств. Соотнося свои действия с действиями героев произведений, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа. Таким образом, художественный фильм обладает большим развивающим потенциалом для разных сфер детского развития. Но потенциал может реализоваться лишь в том случае, если произведение отвечает возрастным особенностям ребенка.Хотелось бы подчеркнуть значимость соответствия произведения возрастным особенностям дошкольников, поскольку для многих родителей она не является очевидной. Распространено мнение, что дети сами выберут, что им нужно, сами могут отказаться от того, что им неинтересно и непонятно. Но это далеко не так, в особенности, когда речь идет о мультфильмах. Дошкольник не в силах преодолеть магнетизм мелькающих зрительных впечатлений — он может долго смотреть на экран. Даже не различая предъявляемых событий и персонажей. В результате у малышей быстро вырабатывается зависимость от экрана, которая парализует их волю и активность. Они уже не хотят ничего делать сами, постоянно требуют включить телевизор (многие сами легко это делают), смотрят фильмы про монстров, чудовищ, вампиров, в которых мало что понимают. В настоящее время наблюдается существенное снижение возрастных границ включения ребенка в контекст детской субкультуры. Детям 3-4 лет показывают сложные многослойные фильмы (про Питера Пэна, Русалочку или Гарри Поттера). Младшие дошкольники не могут полноценно пережить и воспринять смысл этих достаточно сложных произведений, соответственно их развивающий потенциал остается нереализованным. В большинстве случаев ни родители, ни дети в дальнейшем уже не возвращаются к этим богатым источникам эстетических впечатлений и человеческих смыслов. Когда ребенок не готов к истинному сопереживанию героям, когда он интересуется только сюжетом и действием, он воспринимает произведение как пассивный потребитель. Результаты наблюдений, опросы родителей показали, что после просмотров полнометражных сложных мультфильмов, дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться симптомами как усталости (снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др.), так и перевозбуждения (сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднение концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушение аппетита и сна). Возможна и агрессивная реакция. Содержание игры наиболее адекватно отражает образ мира ребенка, актуальные для него жизненные смыслы: он изображает то, что для него эмоционально увлекательно и понятно. Поэтому, сопереживание героям фильма выражается прежде всего в детской игре: ребенок идентифицирует себя с воображаемым персонажем, причем не только в переживаниях, но и в действиях. Психологи попытались выяснить: воспроизводят ли дети содержание современных фильмов в игре? После просмотра некоторых мультфильмов им предложили «поиграть в мультфильм или героя». В ответ на это предложение дошкольники часто теряются, не могут воспроизвести ни сюжетную линию, ни понравившегося героя. В игре они отражали чисто внешние характеристики — движения,перемещения, типичные возгласы. Например, игра в песика Вольта содержала много высказываний типа «Я всесильный, я всех спасаю», а также много достаточно хаотичных движений игрушкой в разные стороны. Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопанья крылышками, перемещения кукол в пространстве, их переодевания. Это наводит на мысль, что ребенок не может понять то, что пытались заложить авторы в основу фильма. Наблюдения показали, что детям сложно полноценно подражать героям фильма и понять, что с ними происходит. Даже дети старше 5-6 лет часто не могут ответить на простые вопросы: о чем был мультфильм? Кто главный герой? Какой он? Нередко дети затрудняются определить пол героя или его принадлежность — к людям? Животным? Сказочным персонажам? Дети не воспринимают непонятный сюжет, несмотря на то, что смотрят один и тот же мультфильм по нескольку раз. Мы видели, что ребенок однообразно повторяет рисунок движений героев, их мимику и жесты, но смысла происходящих событий (если он вообще там есть!) он не усваивает. Сюжеты большинства современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что, получая в подарок игрушку — героя или персонажа культового мультфильма, ребенок вообще не знает, как в него играть. Пережив счастливый момент обладания очередным киборгом или Кинг-Конгом, он с гордостью показывает игрушку друзьям и соседям и быстро теряет к ней интерес. В лучшем случае умеющий хорошо играть ребенок играет с экзотичной игрушкой в обычную «человеческую жизнь» - кормит, гуляет, лечит. Итак, оценка адекватности фильма возрастным особенностям детей является важной задачей, от решения которой зависят развитие дошкольника, приобщение его к художественной культуре. Нужно исходить из того, что при определении возрастной адресации фильма необходимо опираться на психологические особенности детей того или иного возраста, а именно на их жизненные интересы, возможности понимания, содержание игры, отношения со взрослыми и сверстниками. Содержанием игры младших дошкольников является выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Ребенок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. Пробуждается познавательная потребность. Интересы ребенка связаны с миром природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, самолеты и пр.). Возникают вопросы, в которых ребенок пытается установить поверхностные связи между предметами и явлениями («почему?», «откуда?», «зачем?», и пр.). Главный жизненный контекст ребенка — семья, совместная жизнь с родителями. Сфера общения со сверстниками еще не доминирует. В соответствии с возрастными особенностями для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткими сюжетами и сказкис повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы - жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов и действий с природными явлениями, с миром техники и пр. Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах. Для малышей важны общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций. Героями фильмов могут быть дети или детеныши сказочных животных (возможны антропоморфные предметы), активно действующие, задающие образцы простых правил поведения. Максимально выразительный образ героя не должен быть перегружен деталями. В качестве характерных примеров произведений для младшего возраста могут быть сказки В.Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок» и пр.), Г.Цыферова («Паровозик из Ромашкова» и др.). Важно подчеркнуть, что для младших дошкольников существуют особые требования: продолжительность экранного произведения не должна превышать 15 минут.