1. Еще до того, как ребенок родился, предоставить ему здоровое начало. Нужно следить за своим здоровьем во время беременности, и помнить о том, что некоторые лекарственные препараты оказывают разрушительное действие на мозг ребенка, находящегося в утробе матери. Многие дети, которые стали наркозависимыми еще в этот период, в дальнейшем испытывали большие трудности в обучении и могли неожиданно начинать вести себя агрессивно. Исследования также показали, что курение сигарет во время беременности приводит к тому, что дети начинают читать намного позже своих сверстников.
2. Вести с ребенком осмысленные диалоги. Отвечать на детский лепет нормально
проговоренными словами, но с восторженной окраской и по возможности высоким
голосом. Это приведет к тому, что в участках мозга, ответственных за понимание
речи, будет накапливаться необходимый словарный запас.
3. Играть в игры, в которых участвуют руки. Малыши хорошо реагируют на изучение
простых последовательных игр.
4. Быть внимательным. Когда ребенок сфокусировался на чем-то взглядом, нужно
проследить за ним и заметить, что же так его заинтересовало. Такое «совместное
внимание» подтвердит ребенку, что его интересы и наблюдения очень важны.
5. Способствовать ранней любви к книгам у ребенка. Нужно выбирать книжки с
большими и яркими картинками и разделять восторг ребенка, указывая на рисунки и
издавая соответствующие им звуки – например, звуки животных. Можно модулировать
тембр голоса, упрощать или, наоборот, усложнять сюжетные линии, побуждать детей
говорить о книгах. В развитии ребенка восприятие устной речи является гораздо
более важным, чем сама речь.
6. Создавать ребенку с пеленок эмоциональные переживания, которые в дальнейшем
позволять им ощущать свое тело привлекательным. Нужно гладить малыша по волосам
и животику – исследования показали, что дети, до которых нечасто дотрагивались,
имеют размеры мозга меньше нормы для своего возраста. К тому же, во время
пеленания нужно устанавливать визуальный контакт с ребенком (в идеале 30-40 см
от ваших глаз до его).
7. Выбирать развивающие игрушки, которые позволяют младенцу непосредственно с
ними взаимодействовать. Заводные игрушки и пирамиды позволяют ребенку научиться
причинно-следственным связям и рассуждениям о том, что может произойти, если
сделать так или как-то иначе.
8. Реагировать на плач ребенка. Успокоить, приласкать – все это приводит к
формированию позитивных участков в лимбической области мозга, связанной с
эмоциями. Ваше спокойствие и объятия изо дня в день сигнализируют в мозг об
эмоциональной безопасности.
9. Быть внимательным к ребенку, строить доверительные отношения с ним.
Младенцы, которые чувствую надежную связь с родителями, могут больше
вкладываться в процессы изучения окружающего мира.
10. Применять массаж тела ребенка, чтобы уменьшить уровень стресса у малыша и
повысить ощущения им безопасности и благополучия. Любящие касания особенно
стимулируют рост ребенка в самом раннем, грудном возрасте. Исследования
показали, что те недоношенные дети, которым делался массаж три раза в сутки,
покидали больницу гораздо раньше, чем младенцы, которые массаж не получали.
11. Заручиться помощью детей в уборке их комнаты. Они должны знать, что
плюшевых игрушек есть свое место, а у машинок, например, другое. Таким образом,
они узнают о том, что такое сортировка по категориям или сериям, а это важная
часть их познавательной деятельности.
12. Устроить безопасную среду для ползания малыша. Пространственное обучение
является важным, поэтому мобильный ребенок будет создавать ментальные карты из
своей среды, и создавать крепкую связь с миром, в котором он живет.
13. Петь младенцу песни, сопровождая их движениями тела или пальцев, что
поможет ребенку познавать особенности больших и малых двигательных действий.
Помимо этого, песни обучают ребенка ритму, рифмам и языковым структурам.
14. Принимать во внимание особенности темперамента ребенка. Некоторые дети
легко адаптируются к новым ситуациям, некоторые более застенчивы, и т.д. Но
плыть по течению тоже нельзя позволять, наоборот, нужно помогать ребенку
приспосабливаться к новым условиям.
15. Сделать процессы питания положительными. Нужно громко и четко произносить
название продукта, который вы даете ребенку при кормлении. Обязательно выражать
радость при любых попытках малыша накормить себя самому, к какой бы грязи они
не приводили. Такое поведение приведет к созданию хороших ассоциаций с едой и
приемом пищи. Если же кормления проходят с боем, то это повлечет за собой
создание негативных структур.
16. Обеспечить четкие реакции на детские поступки. Молодой мозг учится
познавать смысл мира, поэтому при реакциях на что-то нужно быть
последовательными, иначе ребенок просто запутается.
17. Использовать позитивную дисциплину. Нужно четко обговаривать с ребенком последствия
каких-то действий, при этом не пугая его и не пытаясь застыдить. Если малыш
поступил неправильно, например, ударил другого ребенка, нужно опуститься до
уровня его глаз и повторить правила серьезным, низким голосом.
18. Учить ребенка эмпатии, то есть сопереживанию. Использовать понятные образы
и слова, когда кто-то рядом кажется расстроенным или грустным, что позволит
ребенку понять чувства другого человека. Чем больше будет эмпатического
реагирования ребенком, тем больше связей в его мозге образуется.
19. Позволять играть с разными, даже грязными материалами, такими как вода,
песок, камни и т.д. Это научит малыша начальным знаниям физики, свойствам
структур. Для развития мозга очень важны сенсорные игры с зерном и мелкими
предметами.
20. Показывать радость и интерес ко
всему, что делает ребенок. Искренние восторг и внимательность к детскому лепету
и другим детским проявлениям вместе с нежными взглядами и улыбками обязательно
приведут к поразительным результатам.