Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.
Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий - это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно заинтересовать. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, – и рождается действие, в котором все участвуют на равных основаниях.
Одним из основных показателей уровня развития
ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит
его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в
ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению.
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у
ребёнка по мере развития его речи.
Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать
методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют
педагогам решать проблемы речевого развития.1. "Дидактический мяч»
Активно используется пособие
"Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова -
антонимы. Мама(папа) предлагает слово - существительное (прилагательное,
глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть -
радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.
Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с отгадками. Не
произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки,
моргалки, подмигивалки и др.- … глаза
Каталка, возилка, скакалка,
ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка
- … молоток.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно
скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями,
дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём
идёт речь.Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка
перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например
«шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая».
Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет
картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее
словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки
следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества
картинок.Игра «Шкатулка со сказками»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.
Содержание: Мама предлагает вынимать
произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет
в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий
вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась,
предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз
получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал
разные варианты действий с одним и тем же предметом.
Игра “Превращения”.
Содержание: Взрослый даёт задание назвать
то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька
(в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать),
стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).
Игра “Исправь ошибку”.
Взрослый произносит предложение, в котором
сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку,
предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа
жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о
твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а
сажа мягкая».Примерный речевой материал:
- внучка маленькая, а бабушка старенькая;
- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
- Заяц серый, а петушок смелый;
- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
- У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы
голубые и т.п.