Опубликовано 14 марта 2017 в 15:47

Каждый человек при рождении получает уникальный дар —голос (от лат,vox). И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция,а несколько.

Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая да­рована каждому; ребенок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспо­собности. Чем сильное и громче его первый крик, тем спокойнее могут быть матьи врачи за жизнь и здоровье новорожденного, Слабый голосок или вообще отсутс­твие его говорит о возможных проблемах здоровья или даже об угрозе жизни но­ворожденного.

В первые годы ребенок только голосом сообщает о своих потребностях в еде,тепле, в хорошем самочувствии и т. д. Впоследствии развитие речи помогает ему со­общить о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снятьэмоциональное напряжение.

Ио в это время мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем огра­ничивать ребенка в проявлении эмоций через голос, не в меру часто призывая к ти­шине: «Не кричи!», «Замолчи!», «Ты мешаешь другим!». Нам кажется, запрещаядетям громко говорить, кричать, бегать прыгать тогда, когда им хочется, мы тем самым формируем у них навыки хорошего поведения. На самом деле мы не даем возможности детям выплеснуть накопившуюся энергию хотя бы через голос или движение. Мы забыли, что энергия ребенка, необходимая для его здоровья и нор-мального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как он ееистратит. Не сознавая того, родители и педагоги содействуют появлению речедвигательного дефицита в развитии ребенка, что задерживает не только развитие голоса и речи, но и способствует постепенному ослаблению физического и психического здоровья детей.

Надо все время помнить, что именно голос является одним из проявлений жиз­ненной силы, энергии и здоровьядетей. На протяжении всей жизни голос человекасигнализирует окружающим о его самочувствии и жизнеспособности: здоров, болен,полон сил и энергии или устал и т. д.

Следующая функция: голос — это инструмент общения человека сокружающиммиром. В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность,ярость, ненависть, безразличие и т. д., отражается личность человека, его психика, Можно сказать, что голос — это «озвученная душа». А звучать он может в зависи­мости от настроения абсолютно по-разному: задорно, робко, раздраженно, грозно,восторженно, величаво и т. д.

Часто голос выдает то, о чем думает человек. Беседа может быть вежливой, но го­лос и выражает антипатию или даже ненависть.

Тембр (качество звучания) придает голосу каждого человека, абсолютно индивиду­альное звучание. Знакомого человека мы сразу узнаем по голосу. Тембр голоса можетбыть сиплым, визгливым, хриплым, бархатным, ярким, мелодичным и т. д.

Голос не только сообщает нам о характере, настроении и намерениях человека,но и физически включает окружающих людей в процесс проживания звука и отра­женного в нем душевного состояния. Многие испытали на себе, как заражают окру­жающих смех и радость одного человека, как воздействуют рыдания, крик, плач.

Если человек не лишен слуха, то он напрямую зависит от того, что звучит вокругнего, т. к. воспринимает любые вибрации. Это могут быть различные звуки окружа­ющего мира: природы, техники или «сигналы» самого человека— его голоса (речи,крика, смеха, пения). При этом ни на один звук человек не реагирует так быстро, какна звуки человеческого голоса.

Когда звучит голос человека (его речь, пение, смех или плач), мы не просто слы­шим его, но и воспринимаем телесно и независимо от нашего сознания резонируемс ним. Человек непроизвольно включает окружающих его людей в процесс прожи­вания своего голоса. При этом всего одна пятая часть производимого человеком зву­ка направлена во внешнее пространство, т. е. на других людей. Остальная же частьвибраций охватывает внутреннее пространство натуго тела, вызывая резонанс всехорганов и систем собственного организма. Все вступает во взаимодействие, когда че­ловек кричит, говорит и поет; кости рук, ног, мышцы, кровь. Потому так важно длянашего психического и физического здоровья, что и как мы сами говорим. Взаимо-связь голос -психическое состояние является одним из сильнейших средств воздейс­твия на любого человека, но особенно на детей. Голос взрослого может влиять на их душевное состояние — врачуя или, наоборот, ухудшая их состояние,

Все это доказывает, что голос как средство общения обладает определенной си­лой воздействия.

И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условияхможет стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев.Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и в любое времяна протяжении всей жизни. При помощи этого инструмента человек может выразитьсвое настроение, передать в пении свое эмоциональное и душевное состояние.

Надоотметить, что голос может не только красиво звучать, приносить удовольс­твие себе и другим, но он еще способен оздоровить поющего человека. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организ­ма. Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимаетнервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости. Однако надо отметить, что пение, музыкальное интонирование — явление очень непростое, и за­висит оно от нескольких факторов.

Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, достав­шихся ребенку от родителей (у большинства детей наследственные способности оченьскромны или их нет).

Во-вторых, это окружающая музыкально-певческая среда, в которой живут тра­диции семейного пения, сопровождающие ребенка с рождения. Музыкальное окру­жение, когда в семье кто-нибудь играет или поет, является особенно благоприятнымусловием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.

Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которогоформируются музыкальные способности ребенка. В это время формирование голоса и речи ребенка полностью зависит от окружающих его взрослых.