Для детей дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры являются не просто увлекательным времяпровождением. Через сюжетно-ролевую игру дети переживают те эмоции, которые по их мнению, переживают персонажи в реальной жизни. Наблюдая за игрой детей 5 – 7 лет, можно заметить, что мальчики чаще выбирают «мужские» роли и профессии, а девочки – «женские». Это обосновано тем, что дети осознанно выбирают себе роли, которые они хотели бы «примерить», прочувствовать, проиграть те схемы поведения, взаимоотношения, которые (по мнению ребёнка) соответствуют данной роли.
Проигрывая в игре разные роли, ребенок закладывает в своём сознании некую схему
взаимоотношений, поведения, мировоззрения. Эта схема будет всегда влиять на его
поведение в будущей взрослой жизни. Отсюда мы можем сделать вывод, что сюжетно
ролевая игра – это не просто часть социализации ребёнка, это основная схема его
будущего поведения в социальной среде.
Откуда же ребёнок берет эти аспекты поведения, фразы, которые он проигрывает в
своей игре, касающейся семейных ролей? Конечно же из той социальной среды,
которая для него является первой, самой главной, единственно родной – это
семья. Люди, которых ребенок считает главными в своей жизни (референтная
группа) оказывают непосредственное огромное влияние на его становление
личности. Родители своим примером обучают своих детей тому, как надо относиться
друг к другу, своим детям, своим родителям и пр.
Ребёнок среднего дошкольного возраста уже может анализировать поведение своих
родных с «чувственной» точки зрения. Возможно, он еще не способен понять
мотивы, разобраться в смысле некоторых фраз, но к эмоциональному настрою
ребёнок очень чувствителен. Поэтому на самом деле ребенка сложно обмануть или
переубедить его в том, какое эмоциональное состояние у вас преобладает. Так же
ребенок быстрее всего «впитывает» те высказывания, которые имеют эмоциональный
подтекст. Даже если это отрицательные эмоции и ребенок это понимает, то волей-неволей
он всё равно будет проецировать такое поведение в своем сознании.
Наблюдая за сюжетно – ролевыми играми детей в «семью», можно сделать некоторые
выводы, увидеть те стороны взаимоотношений, на которые члены семьи не часто
обращают внимание. В этом случае, сюжетно-ролевая игра может иметь некое
диагностическое значение.
Семья – это общество, которое служит для ребёнка своеобразным стандартом,
точкой отчета, и переживая семейные взаимоотношения, ребенок стремиться
проиграть их. Поэтому игра в «семью» является для каждого ребенка дошкольного
возраста приоритетной.
Любите своих детей! Берегите их будущее, играйте с ними. И не забывайте, что
ваше поведение – основа поведения вашего ребенка, потому что вы – источник
формирования норм и ценностей для вашего ребёнка.