Опубликовано 20 октября 2017 в 16:59

Экологическое развитие детей— предполагает воспитание гуманного отношения к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс. Ребёнок с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой. Как более эффективно воспитать экологическую культуру детей, чтобы в будущем из них выросли полноценные члены общества, мотивами поведения которых были бы высоконравственные побуждения. Как научить детей любить и беречь природу? Научить правильным способам взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда. В этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают. наблюдают, и запоминают переданную информацию. Детям необходимо дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.

Работу по экологическому образованию осуществляют в двух направлениях: на играх-занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляют в повседневной жизни.

1.Наблюдая за комнатными растениями, у детей закрепляются имеющиеся у них представления о растениях, части растений (листья, стебель, цветок). Первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле. Об уходе – создании необходимых условий. Делается вывод, что листья у всех растений разные: есть большие, есть маленькие. Дети знакомятся с приемами полива растений. Учатся протирать листья влажной тряпочкой. У детей появляется желание ухаживать за ними.

2.Наблюдая за процессом посадки лука, дети учится сажать луковицы в землю. Расширяется представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений. Знакомятся со свойствами лука, круглый, горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.

3.Играя в дидактическую игру «Во саду, ли в огороде» Дети учатся различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и фрукты (яблоко, груша и т. д.)

4. Рассматривая картинки, иллюстрации дети узнают и называют диких и домашних животных. Выделяют наиболее характерные особенности животных.

5. Используя самодельные пазлы, (разрезные картинки) - это увлекательная игра для детей. С помощью этой игры ребенок учиться осознавать целостность чего-либо, складывать из частей что-то единое. В данном случае птиц, закрепляя умение узнавать и называть птиц по внешнему виду.

6.Используя дидактические игры экологического содержания. Например, «Животные и их детеныши».Дети учатся различать взрослых животных и их детенышей.

7. Играя в дидактическую игру «Кто живет у Маши, кто живет в лесу?»

Дети учатся узнавать в игрушках домашних и диких животных.

8. Закрепляя знания о зимних явлениях природы, показывая детям кормушку для птиц. Рассказывая детям что к нам «прилетели птицы» (сорока, синица, воробей). У детей расширяется представление о зимующих птицах. Формируется желание помогать птицам в зимний период. Закрепляются знание названий птиц, формируется умение различать птиц по внешнему виду. Закрепляются представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных.

Дети могут взять игрушечных птиц и «покормить», насыпав в кормушке зерна.

9. Знакомясь со свойствами снега дети узнают, что снег холодный, белый, тает от тепла превращаясь в воду.

10. Пуская кораблики, плавающие игрушки, купая кукол, дети познают свойства воды и ее применение: вода имеет разную температуру, льется, водой умываются, поливают растения.

11. Играя в подвижные игры экологического содержания дети раннего возраста подражают повадкам животных, имитируют движения известных им животных, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Воробышки и кот». «Птички летают», «Цыплята и кот», «Кошка и мышки», «Зайка серый» и т. д.

Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в таких играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

12. Ветку тополя принося с улицы в теплую группу. Ставя в вазу с водой, чтобы понаблюдать, как будут набухать почки на веточках. Дети узнают, что почка – это домик для листочка, что в группе теплее, чем на улице. Поэтому почки набухают быстрее в помещении, чем на улице на дереве.

13. Вместе с детьми радуясь наступлению весны. Беседуя и наблюдая за сезонными явлениями (светит солнце, идет дождь, дует ветер). Дети учится различать и называть признаки весны, а затем рисуют солнышко и дождик.

Экологические игры, знакомят детей с временами года, учат сравнивать предметы, анализировать информацию, устанавливать закономерности, развивают наблюдательность, интерес к окружающему миру, учат детей ориентироваться в сезонных изменениях. Развивают мелкую моторику рук.

Воспитывают бережное отношение к природе, к растениям и животным. Игру можно усложнять по мере взросления детей.

Но все наши усилия по воспитанию у детей экологического сознания будет тщетны, если самые родные и близкие люди, которым они верят и кому они подражают, будут жечь костры, разбрасывать мусор, уничтожать редкие растения. Дети подражают поведению родителей. поэтому главной задачей каждого взрослого должен стать личный пример бережного отношения к природе.

И тогда наши дети не сломают ветку и не пнут щенка, не раздавят жука и не сорвут цветок, не выбросят мусор мимо урны. Прививая ребенку моральные нормы экологического воспитания, вы можете быть уверены, что маленький человек и большая природа будут нам благодарны за свое здоровое будущее.