Опубликовано 11 сентября 2019 в 12:36

«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически» - отметил Фридрих Шиллер.

Люди тянутся к прекрасному с самого рождения, начиная замечать красоту вокруг себя, изучая при этом окружающий мир: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня и многое другое, и на протяжении всей жизни до глубокой старости этот процесс не останавливается.

Дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в её создании: спеть песенку, нарисовать красками картинку, слепить из пластилина или другого материала, полюбившуюся игрушку и многое другое.

Развивать стремления и творческие способности у детей, а также возможность к реализации воплотить их в жизнь позволяет художественно-эстетическое воспитание, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Художественно-эстетическое воспитание предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; развиваясь в данной области образования ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, донести до окружающих свои мысли, чувства, эмоции, совершенствовать свой вкус в различных видах искусства, ощутить продукт своей деятельности в виде рисунков, поделок, конструирования, одним словом реализовать себя, как творческая личность.

Для полноценного обеспечения развития ребёнка Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанный с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Федерального закона об образовании, в котором чётко определены основные принципы дошкольного образования:

  • -Ребёнок должен полноценно жить и развиваться.
  • -Процесс обучения и вся образовательная деятельность в целом должна строится с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Особенностью данного подхода также является то, что ребёнок сам принимает активное участие в содержании образовательного процесса.
  • -Ребёнок – полноценный участник образовательных отношений. Между детьми и педагогами должно быть полное содействие и сотрудничество.
  • -Во все видах деятельности должна поощряться инициатива детей.
  • -Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны непосредственно сотрудничать с семьёй.
  • -Детей необходимо активно приобщать к социальным и культурным нормам, а также к семейным и общественным традициям.
  • -Процесс обучения следует организовывать таким образом, чтобы у ребёнка формировался познавательный интерес к различным видам деятельности.
  • -Условия, требования и методы дошкольного образования должны соответствовать возрасту детей и особенностям их развития.

Задачами художественно-эстетического развития в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования служат:

  • -Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • -Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • -Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • -Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • -Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др..

Направлениями художественно-эстетического развития являются:

  • -Приобщение к искусству;
  • -Изобразительная деятельность;
  • -Конструктивно-модельная деятельность;
  • -Музыкальная деятельность;
  • -Театрализованная деятельность.

В современном мире эстетического воспитания развития личности , формирование правил и норм эстетической культуры одна из важнейших задач педагогов. Для успешного осуществления художественно-эстетической деятельности необходимо создать условия:

  • -Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение.
  • -Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащения их знаниями, формирования художественного вкуса.
  • -Участие детей в создании красивого окружения.
  • -Художественное оформление детского сада, групповых комнат, соблюдая требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • -Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

-Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

-Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

-Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка играют решающую роль в становлении его личности. Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребёнок. И на этих основах будет строиться его мировоззрение.

Работа педагога должна быть направлена непосредственно на успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка, что определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Соприкасаясь с ним, дети постоянно развивают творческое, гибкое мышление, фантазию и воображение. И именно искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.