Опубликовано 19 марта 2018 в 15:09

Цель:Оказать помощь родителям в правильном подходе к эмоционально неблагополучно настроенным детям с помощью игр и упражнений, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости через театрализованную деятельность.

Многие родители обращаются к педагогам и психологам с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны или, наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечается, дошкольники с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны на занятиях, плохо воспринимают программный материал. Кроме того, у них часто возникают трудности в социальной адаптации (неумение общаться со взрослыми и сверстниками, высокая конфликтность). К сожалению, взрослые зачастую не могут понять причин такого поведения ребёнка, пытаются ругать, наказывать, тем самым усугубляя его неуравновешенное состояние. Чтобы помочь родителям найти правильный подход к таким детям, прежде всего надо знать основные причины эмоционального благополучия.

Во-первых,неблагоприятная обстановка дома.

Во-вторых,у детей с эмоциональными нарушениями практически всегда деформирована самооценка и ожидаемая оценка со стороны близких взрослых.

В-третьих,для «трудных» детей характерен повышенный уровень тревожности. Такие дети чрезмерно робки, беспокойны, плаксивы, не уверены в себе.

В помощь родителям для борьбы с эмоциональными нарушениями:

Игра «Расскажи стих руками» - мама и ребёнок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения, например «Наша Таня громко плачет» или «Зайку бросила хозяйка» и т. д.

Игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать» - изображение различных предметов и действий с ними. Например: стираем бельё; моем пол; вяжем; поливаем цветы; стряпаем; забиваем гвоздь и т. д. Эти упражнения не только обогатят ребёнка разнообразными эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения.

Игры на развитие выразительной мимики.

Передать мимикой образы: солёный чай; сладкий апельсин; сердитый дедушка; лампочка потухла, зажглась; тепло-холодно; получил подарок и другие.

Этюды на выражения внимания, интереса и сосредоточения:

Лисичка подслушивает.

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят. Выразительные движения: Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо, взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза: нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонен кпереди.

Кузнечик.

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зелёного кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг- и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Выразительные движения: шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев.

Этюды на выражение удивления:

Удивление.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его. А когда открыл чемодан, кошки там не было…Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Этюды на выражение удовольствия и радости:

Золотые капельки.

Идёт тёплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребёнок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен тёплый летний дождь. Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты. Мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

Вкусные конфеты.

У девочки в руках воображаемый кулёк с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку. Потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

Этюды на выражение страдания и печали:

Стрекоза замёрзла.

Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза

дрожит от холода: Холодно, холодно, ой-ёй-ёй-ёй! Голодно, голодно. Жутко зимой! Мне некуда деться, сугробов не счесть, пустите погреться и дайте поесть.

Мимика: приподнятые и сдвинутые брови; стучать зубами.

Я так устал.

Маленький гномик несёт на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: Я так устал, я очень устал.

Выразительные движения: стоять. Руки висят вдоль тела; плечи опущены.

Игра «Кубик»- на развитие выразительности движений, внимания, произвольности.

Взрослый бросает кубик, на грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим. Можно другой вариант: указать, кто следующий будет имитировать эмоцию.

Можно использовать схемы- пиктограммы эмоций. Я использую их на музыкальных занятиях. Здесь лучше включать музыку, и по муз-м отрывкам ребёнок выбирает соответствующую пиктограмму, показывает её и все выполняют данную эмоцию.

Игра «Гномики». Раздаю детям карточки, на которых изображены гномики с разными эмоциями. И в соответствии с музыкой дети показывают определённую карточку, затем мимикой изображают эмоцию.

Игра «Облака» (сюжетная с движениями)

Дети изображают облака в соответствии с текстом (текст прилагается)

Очень хорошо дети раскрываются, раскрепощаются в театрализованных играх, этюдах и упражнениях. Для этого я использую в работе перчаточные куклы (би-ба-бо, пальчиковый театр, театр картинок, варежковый театр, театр игрушек, можно сделать театр ложек, лопаток, театр платковых кукол и т. д.

Например, этюд «Ёжик»

Ребёнок (с белкой): Ёжик, одолжи иголку.

Ребёнок (с ёжиком): Мы игрушки шьём на ёлку.

Этюд «Петушок»

Ребёнок (лисой): Петушок, петушок, покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнём, сколько пёрышек на нём!

Ребёнок (с петушком): Раз, два, три, четыре, пять -

Невозможно сосчитать!

Этюд «Сорока и волк»

Ребёнок (с сорокой): Эй, волк, чего ты хмурый такой?

Ребёнок (с волком): От голода.

- И воешь тоскливо?

-От голода.

-И рёбра торчат, выпирают.

- От голода.

- Вот и поговори с тобой: от голода да от голода. И чего ты такой не разговорчивый?

- От голода.

Таким образом, благодаря таким занятиям у детей развивается речь, интонация, движения, способность представлять происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать, появляется уверенность в своих силах, самоутверждение.