Опубликовано 06 марта 2018 в 15:10

На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» - как одну из важнейших образовательных задач, направленных на формирование культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.

Дорожное движение- совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Правила дорожного движения (сокращенно ПДД)- свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т. д., а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.

Н. Н. Авдеева, Н. В. Елжова, Э. Антюхина, М. Сулла, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина утверждают, что в дошкольный период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

Несмотря на значительный вклад ученых в изучение различных аспектов организации и обеспечения безопасности дорожного движения в нашей стране, недостаточность комплексной разработанности теоретических, историко-правовыхаспектов и организационных проблем обеспечения безопасности дорожного движения, а также закономерностей и тенденций в данной сфере очевидна. Между тем на сегодняшний день требует глубокого осмысления для выработки новых подходов теоретического и практического плана к вопросам по ознакомлению дошкольников правилам дорожного движения в доступной для них форме.

Одним из условий формирования представлений о ПДД является созданиеправильной предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда группового помещения - неотъемлемая часть целостной образовательной среды и является системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программыдошкольного образования.

Уголок по правилам дорожного движения, должен включать всебя:

- наглядно-иллюстрационныйматериал:«О чем говорят дорожные знаки», «Правила и безопасность дородного движения для дошкольников»,«Правила дорожного движения»,«Школа светофорных наук»;

- настольно-печатныеигры:«Азбука пешехода»,«Транспорт»,«Улица»,«Правила дорожного движения»,«Шофёр первого класса»,«Знаки на дорогах»,«Законы улиц идорог»,«Большая прогулка»,«Светофор»,«Час пик»,«Улица». Кубики«Транспорт»;домино:«Дорога»,«С дорожными знаками»,«Транспорт»;лото:«Лото пешехода»,«Водитель – пассажир»,«Внимание дорога»,

- трафареты«Транспорт», раскраски по теме.

- конструктор:«Весёлый городок»,«Транспорт»;

- набор игрушечных транспортных средств;

- магнитная доска«Азбука дорожного движения»;

- атрибуты для сюжетно-ролевыхигр: костюм инспектора ДПС, жезлы регулировщика ДД, накидки с изображением различных транспортных средств, рули, дорожные знаки, пешеходная дорожка, светофор для водителей, светофор для пешеходов;

- подборка по теме детской художественной литературы;

- настольный макет улицы с перекрёстком;

- дидактические игры:«Играй, да смекай!»,«Разрезные дорожные знаки»,«Соберидорожные ситуации»,«Поставь дорожный знак»;

- авторские дидактическиеигры:«Наш район»,«Поможем медвежонку»,«Наш друг светофор».

Участок детского сада многофункционален и при его оформлении нужно четко и удобно его спланировать.

Организация работы по формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться постепенно по специально разработанному плану.

Перспективный план работы по формированию представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста

СЕНТЯБРЬ

ДИАГНОСТИКА

ОКТЯБРЬ

Прогулки,

наблюдения Целевая прогулка к пешеходному переходу.

Цель: закрепить понятие«пешеходный переход».

Беседа«Пешеходный светофор».

Цель: закрепить представление, что переходить улицу нужно по пешеходному переходу, только на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого.

Дидактические игры«Какой это транспорт?»

Цель: закрепить представление детей о видах транспорта, умение по описанию узнавать виды транспорта.

Двигательнаяактивность Сюжетно-ролевая игра«Путешествие по городу».

Цель: объяснить детям, что люди, которые едут в автобусе называются пассажирами. Все пассажиры приобретают билеты, водитель ведет автобус, делает остановки. Пассажиры выходят из автобуса, обходят его сзади и переходят дорогу по пешеходному переходу.

Беседа Наш помощник светофор.

Цель: закрепить правила об элементарных правилах дорожного движения, о значении светофора на дороге, правил регулирования движения транспорта и пешеходов.

Работа с родителями Консультация «Пример родителей – один из факторов успешного формирования у детей навыков безопасного поведения на улице»

Предметно-развивающая среда Оформление центра «Юный пешеход».

Обновление информационного стенда «Стой! Жди! Иди!»

НОЯБРЬ

НОД «Правилаповедения на улицах и дорогах. Переход улиц и дорог»

Цель: Формировать навыки осознанного поведения на улице.

Прогулка Познакомить с понятиями«улица»,«проезжая часть»,«тротуар».Формировать навыки правостороннего движения по тротуару. Закреплять знания о местах, опасных для детских игр.

Работа с родителями Консультация «О поведении в общественном транспорте»

Дидактическая игра«Собери машину».

Цель: закрепить знания о частях автомобиля.

Двигательная активность Подвижная игра «Цветные автомобили».

Цель: закрепить знаки«Осторожно! Дети»,«Пешеходный переход»

Игровая ситуация«Незнайка с друзьями шагает по улице».

Цель: закрепить у детей знания о движении по правой стороне тротуара.

Предметно-развивающая среда Оформление выставки картин «автомобильный светофор»,«пешеходный светофор»

Цель: формировать представления детей о пешеходном и автомобильном светофоре. Закреплять знания о значении основных сигналов светофора. Вырабатывать навыки осознанного и безопасного поведения на дороге.

ДЕКАБРЬ

НОД Познание.«Мы знакомимся с улицей»

Цель: познакомить с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице.

Целевая прогулка Закрепить умение ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, не мешать окружающим.

Дидактическая игра«Пешеходы».

Цель: закрепить знания о правилах движения пешеходов по улице.

Двигательная активность Подвижная игра «Цветные автомобили».

Цель: закрепить правила дорожного движения, двигаться, не мешая друг другу.

Сюжетно-ролевая игра«Мы водители».

Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с правилами игры, закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов.

Чтение«Шофер»Б. Заходер

«Автомобиль»Н. Носов

Работа с родителями Рекомендации по знакомству детей с дорогой, улицей иправилами движения по ним.

Предметно-развивающая среда Внесение в центр«Мастерок»материала для изготовления дорожных знаков.

Мероприятие городского уровня Участие в городском конкурсе с детьми«Дорожныйзнак на новогодней елке»

ЯНВАРЬ

НОД Познание.«Я еду в транспорте»

Цель: Формирование основ культуры поведения в общественном транспорте.

Экскурсия Наблюдение за движением за пассажирами выходящими из транспорта.

Беседа.«Незнайка на дороге».

Цель: развивать внимательность, закрепить правила дорожного движения, воспитывать желание помочь попавшим в беду.

Сюжетно-ролевая игра«Путешествие в автобусе».

Цель: закрепить знания, умения по правилам дорожного движения, правилаповедения в автобусе.

Игровая ситуация«Поможем Незнайке перейти дорогу».

Цель: закрепить правила перехода улицы по пешеходному переходу.

Двигательная активность«Птицы и автомобиль»

Цель: продолжать учить двигаться по сигналу флажка, двигаться в разном темпе,направлении, не толкать друг друга.

Работа с родителями Конкурс рисунков по ПДД.(совместно с детьми).

Предметно-развивающая среда Изготовление макета«Дорога»

ФЕВРАЛЬ

НОД«Зачем нужны дорожные знаки

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице, назвать знакомые знаки, познакомить с новым знаком«Осторожно! Дети»

Целевая прогулка К автобусной остановке. Обратить внимание детей на знак у остановки, что здесь останавливаются только маршрутные такси и автобусы, что это специальная остановка.

Беседа По мультфильму«Паровозик из Ромашково»

НОД Конструирование из бумаги «Дорожные знаки»

Учить изготавливать дорожные знаки, продумывать этапы работы, находить способы изготовления. Закреплять знания о дорожных знаках.

Дидактическая игра«Назови знаки»,«Какого знака не стало?»

Цель: закрепить названия знаков, что они обозначают; развивать зрительную память.

Чтение«Грузовик»А. Барто.

Работа с родителями Развлечение «Азбука дорожного движения»

Цель: закрепление представления о правилах дорожного движения и создание радостного эмоционального настроения. Развивать речь, память, логическое мышление, умение ориентироваться в созданной ситуации. Воспитывать доброжелательность, умение работать в команде.

Памятка для родителей «Уроки поведения на улице»

Предметно-развивающая среда Оформление центра «Юный пешеход»

Изготовление атрибутов к празднику«Красный, желтый, зеленый»

МАРТ

НОД Знакомство со специальными машинами –«Скорая помощь», пожарная машина.

Цель: познакомить детей с специальными машинами, об их значении в жизни людей; воспитывать уважение к людям героических профессий.

Беседа«Как Буратино учился ходить в школу»по иллюстрациям к сказке

Дидактическая игра«Найди одинаковые машины».

Цель: развивать внимательность, закрепить знания о транспорте.

Сюжетно-ролевая

игра«Улица». Роль светофора выполняет регулировщик. Пешеходы, транспортдвижутсясогласно указаниям регулировщика.

Игровая ситуация«Ловкий пешеход»

Цель: закрепить знания детей о светофоре и пешеходном переходе.

Развивающая игра«Собери автомобиль»(разрезные картинки)

Цель: Развивать внимание, правильно называть транспорт, знаки

Работа с родителями Праздник «Красный, желтый, зеленый».

АПРЕЛЬ

ДИАГНОСТИКА

Формирование представлений о правилах дорожного движения– это основа безопасности жизнедеятельности, в процессе которых дети знакомится с совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.