На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» - как одну из важнейших образовательных задач, направленных на формирование культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.
Дорожное движение- совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Правила дорожного движения (сокращенно ПДД)- свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т. д., а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
Н. Н. Авдеева, Н. В. Елжова, Э. Антюхина, М. Сулла, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина утверждают, что в дошкольный период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.
Несмотря на значительный вклад ученых в изучение различных аспектов организации и обеспечения безопасности дорожного движения в нашей стране, недостаточность комплексной разработанности теоретических, историко-правовыхаспектов и организационных проблем обеспечения безопасности дорожного движения, а также закономерностей и тенденций в данной сфере очевидна. Между тем на сегодняшний день требует глубокого осмысления для выработки новых подходов теоретического и практического плана к вопросам по ознакомлению дошкольников правилам дорожного движения в доступной для них форме.
Одним из условий формирования представлений о ПДД является созданиеправильной предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда группового помещения - неотъемлемая часть целостной образовательной среды и является системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программыдошкольного образования.
Уголок по правилам дорожного движения, должен включать всебя:
- наглядно-иллюстрационныйматериал:«О чем говорят дорожные знаки», «Правила и безопасность дородного движения для дошкольников»,«Правила дорожного движения»,«Школа светофорных наук»;
- настольно-печатныеигры:«Азбука пешехода»,«Транспорт»,«Улица»,«Правила дорожного движения»,«Шофёр первого класса»,«Знаки на дорогах»,«Законы улиц идорог»,«Большая прогулка»,«Светофор»,«Час пик»,«Улица». Кубики«Транспорт»;домино:«Дорога»,«С дорожными знаками»,«Транспорт»;лото:«Лото пешехода»,«Водитель – пассажир»,«Внимание дорога»,
- трафареты«Транспорт», раскраски по теме.
- конструктор:«Весёлый городок»,«Транспорт»;
- набор игрушечных транспортных средств;
- магнитная доска«Азбука дорожного движения»;
- атрибуты для сюжетно-ролевыхигр: костюм инспектора ДПС, жезлы регулировщика ДД, накидки с изображением различных транспортных средств, рули, дорожные знаки, пешеходная дорожка, светофор для водителей, светофор для пешеходов;
- подборка по теме детской художественной литературы;
- настольный макет улицы с перекрёстком;
- дидактические игры:«Играй, да смекай!»,«Разрезные дорожные знаки»,«Соберидорожные ситуации»,«Поставь дорожный знак»;
- авторские дидактическиеигры:«Наш район»,«Поможем медвежонку»,«Наш друг светофор».
Участок детского сада многофункционален и при его оформлении нужно четко и удобно его спланировать.
Организация работы по формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться постепенно по специально разработанному плану.
Перспективный план работы по формированию представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста
СЕНТЯБРЬ
ДИАГНОСТИКА
ОКТЯБРЬ
Прогулки,
наблюдения Целевая прогулка к пешеходному переходу.
Цель: закрепить понятие«пешеходный переход».
Беседа«Пешеходный светофор».
Цель: закрепить представление, что переходить улицу нужно по пешеходному переходу, только на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого.
Дидактические игры«Какой это транспорт?»
Цель: закрепить представление детей о видах транспорта, умение по описанию узнавать виды транспорта.
Двигательнаяактивность Сюжетно-ролевая игра«Путешествие по городу».
Цель: объяснить детям, что люди, которые едут в автобусе называются пассажирами. Все пассажиры приобретают билеты, водитель ведет автобус, делает остановки. Пассажиры выходят из автобуса, обходят его сзади и переходят дорогу по пешеходному переходу.
Беседа Наш помощник светофор.
Цель: закрепить правила об элементарных правилах дорожного движения, о значении светофора на дороге, правил регулирования движения транспорта и пешеходов.
Работа с родителями Консультация «Пример родителей – один из факторов успешного формирования у детей навыков безопасного поведения на улице»
Предметно-развивающая среда Оформление центра «Юный пешеход».
Обновление информационного стенда «Стой! Жди! Иди!»
НОЯБРЬ
НОД «Правилаповедения на улицах и дорогах. Переход улиц и дорог»
Цель: Формировать навыки осознанного поведения на улице.
Прогулка Познакомить с понятиями«улица»,«проезжая часть»,«тротуар».Формировать навыки правостороннего движения по тротуару. Закреплять знания о местах, опасных для детских игр.
Работа с родителями Консультация «О поведении в общественном транспорте»
Дидактическая игра«Собери машину».
Цель: закрепить знания о частях автомобиля.
Двигательная активность Подвижная игра «Цветные автомобили».
Цель: закрепить знаки«Осторожно! Дети»,«Пешеходный переход»
Игровая ситуация«Незнайка с друзьями шагает по улице».
Цель: закрепить у детей знания о движении по правой стороне тротуара.
Предметно-развивающая среда Оформление выставки картин «автомобильный светофор»,«пешеходный светофор»
Цель: формировать представления детей о пешеходном и автомобильном светофоре. Закреплять знания о значении основных сигналов светофора. Вырабатывать навыки осознанного и безопасного поведения на дороге.
ДЕКАБРЬ
НОД Познание.«Мы знакомимся с улицей»
Цель: познакомить с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице.
Целевая прогулка Закрепить умение ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, не мешать окружающим.
Дидактическая игра«Пешеходы».
Цель: закрепить знания о правилах движения пешеходов по улице.
Двигательная активность Подвижная игра «Цветные автомобили».
Цель: закрепить правила дорожного движения, двигаться, не мешая друг другу.
Сюжетно-ролевая игра«Мы водители».
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с правилами игры, закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов.
Чтение«Шофер»Б. Заходер
«Автомобиль»Н. Носов
Работа с родителями Рекомендации по знакомству детей с дорогой, улицей иправилами движения по ним.
Предметно-развивающая среда Внесение в центр«Мастерок»материала для изготовления дорожных знаков.
Мероприятие городского уровня Участие в городском конкурсе с детьми«Дорожныйзнак на новогодней елке»
ЯНВАРЬ
НОД Познание.«Я еду в транспорте»
Цель: Формирование основ культуры поведения в общественном транспорте.
Экскурсия Наблюдение за движением за пассажирами выходящими из транспорта.
Беседа.«Незнайка на дороге».
Цель: развивать внимательность, закрепить правила дорожного движения, воспитывать желание помочь попавшим в беду.
Сюжетно-ролевая игра«Путешествие в автобусе».
Цель: закрепить знания, умения по правилам дорожного движения, правилаповедения в автобусе.
Игровая ситуация«Поможем Незнайке перейти дорогу».
Цель: закрепить правила перехода улицы по пешеходному переходу.
Двигательная активность«Птицы и автомобиль»
Цель: продолжать учить двигаться по сигналу флажка, двигаться в разном темпе,направлении, не толкать друг друга.
Работа с родителями Конкурс рисунков по ПДД.(совместно с детьми).
Предметно-развивающая среда Изготовление макета«Дорога»
ФЕВРАЛЬ
НОД«Зачем нужны дорожные знаки?»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице, назвать знакомые знаки, познакомить с новым знаком«Осторожно! Дети»
Целевая прогулка К автобусной остановке. Обратить внимание детей на знак у остановки, что здесь останавливаются только маршрутные такси и автобусы, что это специальная остановка.
Беседа По мультфильму«Паровозик из Ромашково»
НОД Конструирование из бумаги «Дорожные знаки»
Учить изготавливать дорожные знаки, продумывать этапы работы, находить способы изготовления. Закреплять знания о дорожных знаках.
Дидактическая игра«Назови знаки»,«Какого знака не стало?»
Цель: закрепить названия знаков, что они обозначают; развивать зрительную память.
Чтение«Грузовик»А. Барто.
Работа с родителями Развлечение «Азбука дорожного движения»
Цель: закрепление представления о правилах дорожного движения и создание радостного эмоционального настроения. Развивать речь, память, логическое мышление, умение ориентироваться в созданной ситуации. Воспитывать доброжелательность, умение работать в команде.
Памятка для родителей «Уроки поведения на улице»
Предметно-развивающая среда Оформление центра «Юный пешеход»
Изготовление атрибутов к празднику«Красный, желтый, зеленый»
МАРТ
НОД Знакомство со специальными машинами –«Скорая помощь», пожарная машина.
Цель: познакомить детей с специальными машинами, об их значении в жизни людей; воспитывать уважение к людям героических профессий.
Беседа«Как Буратино учился ходить в школу»по иллюстрациям к сказке
Дидактическая игра«Найди одинаковые машины».
Цель: развивать внимательность, закрепить знания о транспорте.
Сюжетно-ролевая
игра«Улица». Роль светофора выполняет регулировщик. Пешеходы, транспортдвижутсясогласно указаниям регулировщика.
Игровая ситуация«Ловкий пешеход»
Цель: закрепить знания детей о светофоре и пешеходном переходе.
Развивающая игра«Собери автомобиль»(разрезные картинки)
Цель: Развивать внимание, правильно называть транспорт, знаки
Работа с родителями Праздник «Красный, желтый, зеленый».
АПРЕЛЬ
ДИАГНОСТИКА
Формирование представлений о правилах дорожного движения– это основа безопасности жизнедеятельности, в процессе которых дети знакомится с совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.