Опубликовано 05 марта 2018 в 16:33

Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правилавзаимодействия.

Эта тенденция затрагивает образовательный процесс в дошкольном образовании.

Гуманизация педагогического процесса непосредственно связана со сферой общения«воспитатель - ребёнок». Ребёнок воспринимает взрослого как идеальныйобразец для подражания, поэтому доброжелательность взрослого - важнейшее условие формирования гуманных чувств и отношений к сверстнику.

Общение является коммуникативной деятельностью, это значит, что можно говорить о развивающем значении педагогического общения для ребёнка. Вхождения в социум связано с изучение нравственных правил, однако их знание ещё не означает, чторебёнокбудет их придерживаться. Рост нарушения правил может быть связан с тем, что они не стали действенными, т. е. личностно- значимыми, а именно не было выработано эмоциональное отношение к правилам. Важно что - бы ребёнок осознавал возможные последствия своих поступков. Для того что- бы ребенок осознавал свои поступки, они должны бать эмоционально окрашен, эмоциональный отклик на ситуацию.

Основные направления совершенствования работы детскогосада:

1. Гуманизация педагогического процесса;

2. Раскрепощение условий жизни детей;

3. Создание обстановки благополучия.

В федеральном законе«Об образовании в Российской Федерации»и ФГОС ДО реализация этих направлений связана с изменением взгляда на ребёнка, признанием самоценности дошкольного детства.

Особую значимость приобретает задача создания благоприятного климата детском саду.

Воспитание и обучение – процесс двусторонний, построенный на одновременномвзаимодействии педагога и ребёнка. Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, общения.

Результат- преобразование в познавательной, эмоционально - волевой и личностной сферах.

Что же такое общение? Большинство исследователей, изучающих проблему общения, определяют это понятие как взаимодействие людей. Исследователи проблемы педагогического общения по - разному истолковали это понятие, но многие подчёркивают, что этот вид общения осуществляется профессионалом для реализациипедагогических функций, решение которых применительно к ребёнку дошкольного возраста.

Педагоги и психологи, которые занимались проблемой педагогического общения:

А. А. Леонтьев;

В. А. Кан – Калик;

Е. А. Панько. Истолковывали«Педагогическое общение по разному».

А. А. Леонтьев: «Педагогическоеобщение – это профессиональное общение, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата.»

В. А. Кан - Калик: «Под профессиональным педагогическим общением мы понимаем систему приёмов и навыков органичного социально – психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия»

Е. А. Панько: «Под педагогическим общением мы будем понимать системувзаимодействия педагога с воспитуемым с целью их познания, оказаниевоспитательного воздействия, организация педагогических отношений, формирование благоприятного психологического климата»

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально – ролевую и личностною.

Функционально – ролевая сторона взаимодействия педагога с ребёнкомобусловлена тем что воспитатель организует и направляет деятельность детей, контролирует результат. В данном случае дети воспринимают взрослого не как личность, а лишь как контролирующее лицо.

Личностная – сторона педагогического взаимодействия, связана тем чтовоспитатель, взаимодействует с детьми, передаёт им сою индивидуальность. Тем самым личностная сторона в большей мере затрагивает мотивационно – ценностною сферу детей. Но как практика показывает оптимальным вариантом выступаетпедагогическое взаимодействиев котором функционально – ролевое и личностноевзаимодействиеосуществляется в комплексе.

Педагогическоеобщение характеризуется определённым стилем. В психолого –педагогическихисследованиях используются близкие к этому терминупонятия: тип или стиль отношений, руководства.

Традиционная классификация стилей педагогического взаимодействия:

Авторитарный

Демократический

Либерально – попустительский.

Классификация стилей включает так называемые промежуточные стили.

Активно – положительный: педагог проявляет к детям эмоционально – положительную направленность. Педагоги наиболее высоко оценивают положительные качества детей.

Ситуативный: педагогу свойственна эмоциональная нестабильность, подвержен влиянию конкретных ситуаций, вспыльчив, непоследователен.

Пассивно – положительный: педагогу такого стиля свойственна положительная направленность к ребёнку, но в то же время ему присущи замкнутость, сухость. Разговаривает с детьми преимущественно официальным тоном.

Активно – отрицательный: педагог даёт низкую оценку своим воспитанникам, проявляет резкость и раздражительность.

Пассивно – отрицательный: педагог мало проявляет интерес к воспитанникам, чаще эмоционально вял. Равнодушен к успехам подопечных.

Основные стратегии педагогического взаимодействия – конкуренция и кооперация(личностно – развивающийся).

Конкуренция предполагает борьбу за приоритеты, которая проявляется вконфликте: деструктивном и продуктивном.

Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию, расшатываниювзаимодействия, порождая стрессы.

Продуктивный возникает тогда когда столкновение сторон порождает различные точки зрения на какую либо проблему, её решения.

Кооперация предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения.

В психолого – педагогической литературе по общей педагогике выделяют ряд условий, повышающих эффективность педагогического взаимодействия.

1) Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;

2) Введение в жизнь детей положительных факторов, усиливающих общечеловеческие ценности;

3) Организация совместной деятельности;

4) Оказание помощи ребёнку при выполнении учебных и других задач;

5) Организация коллективных игр;

Важнейший фактор повышения эффективности педагогического взаимодействия – организация совместной деятельности детей.

Это даёт возможность перейти от монологического стиля общения («педагог - дети») к диалогическому, от авторитарной формы – к демократической.

При этом меняется позиция воспитанника: из пассивного(объекта воздействия)переходит в активную.

Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.