Опубликовано 22 марта 2018 в 16:37

В обиходе мы часто используем понятия«легкая»и«серьезная» музыка. Но если мы попробуем ответить на вопрос что это такое и чем«легкая» музыка отличается от«серьезной», то это будет не так-то просто. Ответ кроется в интеграции музыки, а также всех видов искусство в жизни человека и общества. Как жизнь человека состоит из серьезных событий: труд, развитие, значимые свершения и т. д. Так и серьезная музыка наполнена серьезным смыслом, глубоким содержанием. Но есть в жизни и другаясторона: улыбка и смех, баловство и развлечение. Как раз здесь и возникает«легкое»искусство, легкая музыка. Она, как ни одно другое искусство не занимает такого большого места в праздниках, досуге, играх и развлечениях.

Подразделение музыки на «легкую»и«серьезную»влечет за собой и различия в характеристиках особенностей их музыкального восприятия. Серьезная классическая музыка для своего постижения требует сосредоточенности, погружения и размышления, а легкая преимущественно функциональна и ее звучание может сопровождать многие другие немузыкальные виды деятельности.

Многие родители ошибочно полагают, что ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать «серьезную» музыку. На самом деле богатство и полнотамузыкального восприятиязависит от жизненного опыта, опыта слушания музыки, от понимания музыкального языка. Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку. Дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, Ф. Шуберта, В. А. Моцарта, А. Вивальди и др. Важно расширять мир детских впечатлений путем объяснения, разъяснения и толкования того или иного произведения. Любовь к серьезной музыке формируется в процессе ее слушания, осознания и прочувствования.

Рекомендации по восприятию «серьезной» музыки

1. Слушать не отвлекаясь.

2. Подбирать небольшие(короткие)произведения

3. Слушать и вокальную и инструментальную музыку

4. Слушать музыку регулярно

5. Слушать одно и то же произведение в разных исполнениях или в исполнении разных коллективов, сравнивать произведения между собой

«Легка» музыка не требует глубокого погружения в ее смысл, существенная роль принадлежит ритму. Тем не менее, с глубокой древности люди не обходились без хороводных песен, танцев. До наших дней дошли такие наигрыши как«Калинка»,«Барыня»,«Камаринская»и др. Существует множество современных направлений вмузыке (рок-н-рол, брейк, хаус, нью-эйдж и т. д.) Восприятие музыки на физиологическом уровне основано на том, что нервная система человека, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, вырабатывая двигательный стереотип. Поэтому взрослые и особенно дети сопровождают непроизвольными движениями ритмический рисунок музыкального произведения.«Лёгкая» музыка неотделима от повседневной жизни, которой она нередко служит фоном для решения внеэстетических задач. Ее можно использовать как для релаксации, так и для активации какого-либо действия.

Рекомендации по восприятию «легкой» музыки

1. Сопровождайте музыкой какие-либо занятия

2. Подбирайте понятные ребенку произведения

3. Обращайтесь к фольклорной музыке в разных исполнениях и обработках

4. Слушайте музыку не слишком громко

5. Восприятие музыки с обильными диссонансами, нерегулярным ритмом может перевозбудить и утомить малыша