Опубликовано 04 марта 2019 в 13:43

Многие современные родители в будущем хотят видеть своих детей способными добиваться поставленных целей. Однако в процессе развития у ребенка жизненно важных качеств они зачастую забывают о таком качестве, как целеустремленность, полагая, что эта черта присуща только взрослому человеку. Между тем элементы целеустремленности следует формировать в дошкольном возрасте.

Что такое целеустремленность? В толковом словаре С. И. Ожегова целеустремленный означает имеющий ясную и определенную цель, стремящийся к ее достижению.

Что дает человеку целеустремленность?

Во-первых, без цели и усилий невозможно достижение хорошего результата в любой деятельности.

Во-вторых, если у человека есть цель, то действия по ее достижению сопровождаются эмоциями радости, приятного напряжения и даже приятной усталости.

В-третьих, наличие цели активизирует поиск средств, способов ее достижения, стимулирует инициативу и творчество.

Опыт достижения цели и осознание этого стимулируют развитие уверенности в себе, способности самостоятельно строить свою жизнь и решать важные жизненные задачи.

Как воспитать целеустремленность? Для ответа на этот вопрос следует понять структуру целеустремленности, выяснить, из каких действий и умений она складывается.

Целеустремленными не рождаются, ими становятся, но не вдруг, а постепенно. Фундамент целеустремленности может и должен закладываться в дошкольном детстве, чтобы взрослый человек легче и гармоничнее овладел более сложными составляющими целеустремленности.

В воспитании целеустремленности у дошкольников можно выделить два этапа. Первый под названием «фундамент целеустремленности»соответствует возрасту старшей группы детского сада, а второй –«детская целеустремленность» — возрасту подготовительной группы.

Основной целью первого этапа является знакомство ребенка с целеустремленностью как характеристикой человека и создание мнения о самом себе как о целеустремленном человеке.

На доступном примере ( сказке, истории) дети рассматривают ситуацию, в которой персонаж ставит себе цель и добивается ее в течение определенного периода времени, преодолевая трудности и препятствия.

Важно акцентировать внимание на поиске персонажами путей, способов достижения цели, в том числе их обращении за помощью. Поскольку для целеустремленности актуально не только «Что я хочу достигнуть?», но и « Как я могу это сделать?», то, беседуя с ребенком о сюжете истории, необходимо задать вопрос: « А что конкретный персонаж делал, чтобы достигнуть цели?».

После знакомства ребенка с историей, в которой герой проявлял целеустремленное поведение, целесообразно спросить у воспитанника: « А были ли у тебя случаи, кода ты чего-то хотел добиться, и для этого пришлось многое сделать?». Любопытно, что ребенок отметит из своего опыта. Например, девочка хотела научиться красиво танцевать, для этого она долго училась выполнять разные движения точно под музыку и т.п.

На этапе закладывания фундамента целеустремленности важно осознание ребенком наличия собственного опыта целеустремленности.

Столь же большое значение имеет гордость своими достижениями. Эмоции – важный стимул любого развития. После рассказа воспитанника о своем достижении следует спросить у него: « Этим можно гордиться?», чтобы ребенок почувствовал эмоции сильнее. При этом независимо от его ответа педагог должен подтвердить, что, несомненно, этим достижением можно гордиться.

Знакомство с опытом других важно для лучшего понимания и закрепления, осознания смысла целеустремленной деятельности, для принятия того, что другие дети стремятся к целям.

На вопрос ребенку: « Можно ли назвать тебя (или других детей) целеустремленными?» сам педагог должен ответить, что он считает данного воспитанника целеустремленным.

В качестве примера в приложении представлен конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по рассказу Е. Пермяка

« Птичьи домики». Чтение и обсуждение рассказа позволяет воспитателю познакомить дошкольников с примером целеустремленного поведения героев рассказа, ввести в словарь понятие «целеустремленность» на доступном им уровне: целеустремленный – это человек, который понимает не только, что он хочет, но и что для этого нужно делать.

В процессе беседы внимание детей обращается на приложение усилий, старание героев рассказа преодолеть трудности. В конце беседы каждый ребенок должен осознать собственный опыт целеустремленного поведения и ознакомиться с опытом других детей. В повседневной работе педагог делится с воспитанниками личным опытом целеустремленного поведения. Это позволит дошкольникам считать себя целеустремленными, полагать, что целеустремленность присуща всем людям. В дальнейшем им будет легче развивать в себе эту черту.