Опубликовано 28 марта 2019 в 16:41

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями книг, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей, у них формируется способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми знакомят их взрослые. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит эстетическому восприятию окружающего и формирует нравственные представления. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.

Задача детского сада и семьи – знакомить детей с лучшими произведениями и на этой основе решать целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания. Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать

правильное отношение к книге и чтению. Бережное отношение к книге со стороны взрослых является примером для ребенка.

Какие же произведения доступны детям? Прежде всего это произведения устного народного творчества – сказки, загадки, песенки. Народ – непревзойденный учитель родной речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов. Тонкий юмор дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых. Круг детского чтения богат по составу и содержанию. Сюда входят произведения мирового фольклора ,классическая русская и зарубежная детская литература, произведения современных авторов. В наши дни созданы сборники хорошо, профессионально отобранных произведений поэзии и прозы для детей, книги для чтения, хрестоматии.

Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Дети стремятся поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, пересказать сюжет понравившейся книги, обсудить поведение героев.

Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней – важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению.

Поддержание интереса к книге у ребенка невозможно без личного примера родителей. Если домашняя библиотека служит лишь украшением квартиры, а ребенок видит папу у компьютера, телевизора, а маму – постоянно в хозяйственных хлопотах, малыш никогда не полюбит книг, не станет истинно культурным, духовно богатым человеком. Задумайтесь об этом!