Опубликовано 07 февраля 2019 в 15:35
Весь опыт общения с малышами убеждает: слово «природа» для них — очень скучное слово, не более чем пустой звук. А как можно охранять пустой звук? Тем более любить? Поэтому, прежде всего, требуется наполнить содержанием само это слово — «природа». Если не вдаваться в тонкости научной классификации, то природа — это ЖИВОЕ: не только звери и птицы, но и деревья, травинки, цветочки, улитки, бабочки. Ведь живое в силу наших психологических особенностей способно вызывать в нас особые эмоции. (И наоборот: то, что любим, мы склонны одушевлять, наделять качествами живого) Мы понимаем живое исходя из опыта собственных ощущений. И в этом — залог «родства» со всем, что существует на земле. Поэтому, когда мы хотим объяснить малышу, что стоит за словами «беречь природу, охранять природу», мы должны обращаться к его опыту. А что он действительно понимает? Охранять — это значит ходить с ружьем вокруг чего-то и отгонять от этого охраняемого злодеев. Это, может, и происходит в действительности на территории каких-нибудь заповедников, но к ребенку прямого отношения не имеет. Наверное, в это можно играть. Но лично его, ребенка, это ни к чему не обязывает. Зато малышу понятно, что значит «обижать». И что значить «делать больно». Живое (природа), как и ребенок, чувствует боль. Живому нельзя делать больно. С этого и начинается бережное к ней отношение. Маленькие дети в силу возрастных особенностей — «деструкторы». Они склонны выяснять, «что внутри». Они экспериментаторы: им интересно, что получится, «если». Если оторвать мухе крылышки. Если сломать веточку, наступить в муравейник, раздавить птичье яйцо. Возникают новые звуки, новые формы… Но всего этого как раз нельзя делать. На подобные «эксперименты» должен быть наложен запрет. Просто потому, что муха — живая. Ей больно, когда отрывают крылья. Дерево — живое. Ему больно, когда ломают ветки. В птичьем яйце уже живет маленький птенчик. И ему больно, когда яйцо давят. И это взрослые могут и должны объяснять детям. Не стоит алчно обрывать только что распустившиеся цветочки мать-и-мачехи ради бессмысленных букетов. Это ведь первоцветы. Это первый привет наступающей весны. Радостно, когда они распускаются вот на этих самых «неподходящих» для жизни пустырях, на этих проплешинах около гаражей. Радостно, когда они — живые и для всех. А не когда они через десять минут бессильно обвисают, превращаются в цветочные трупики и уже могут вызвать только брезгливое отношение как к «мусору». Когда ребенок бессмысленно рвет цветочки, он эгоистично присваивает себе то, что ему не принадлежит. Он неправильно радуется живому — невинно уничтожая его. Конечно, это сильно сказано по отношению к каким-то дикорастущим «сорнякам». Но чувство бережного отношения к природе начинается со слова «не»: «Не хватай!», «Не ломай!», «Не дави!». Слово «нельзя» надо произнести твердо, но аргументированно: цветочки мать-и-мачехи — это же маленькие солнышки! В городе так мало травы и цветов! Не стоит делать так, чтобы их становилось еще меньше. Бабочки очень красивы. Летающие цветы! Но только когда они действительно летают, а не когда их накалывают на булавки. Обратите внимание, как редки стали действительно красивые бабочки: махаон, павлиний глаз, траурница — чудеса нашего детства. Куда они делись? Их всех переловили. Конечно, мы сами не совершенны. Что такое личное совершенство по отношению к природе? Вот один пример. Гуляя с внучкой после дождя мы заметили человека, который шел впереди нас. Но как-то странно. Шагнет — нагнется, сделает рукой такое «бросательное» движение и идет дальше. Мы удивились, а потом поняли: он собирал с асфальта размокших, разбухших после дождя червей и нежно так бросал их на травку — туда, где они смогли бы «вернуться домой», под землю. На асфальте червяки, конечно же, погибли бы. Мне, честно говоря, в голову не приходило, что хорошо бы червя после дождя положить на травку. Я была потрясена поведением этого человека. Это высший пилотаж. Это, что называется, «любовь к природе». Но это, как я уже сказала, высший пилотаж. Начинать надо с малого — хотя бы с того, чтобы не бросаться вязать веники из цветов. И нужно настойчиво и последовательно пресекать попытки маленьких детей давить то, что оказывается у них под ногами. Взрослые сами часто виноваты. Увидев, что ребенок взял в руки червя, и кричим: «Брось эту гадость!» В ребенке еще чувство брезгливости не сформировано. И это очень хорошо. Но если червяк — гадость, с ним нужно поступать соответственно: бросить и раздавить. Взрослый, может быть, этого и не хотел. Просто не справилась с «естественными» эмоциями. Но последствия у такого «эмоционального срыва» очень неприятные. Одно время при просветительном отделе Московского зоопарка устраивали специальные циклы занятий для воспитателей детских садов и учителей начальных классов, вела их сотрудник Евгения ДУБРОВКИНА. Занятия по «преодолению предрассудков». Ведь воспитатели и учителя — главные носители экологического знания. Они очень многое способны передать детям — и хорошее, и плохое. Дети учатся бережно охранять природу, подражая поведению взрослых, а не в результате словесных внушений. Как взрослый реагирует на лягушку, на жабу? Что он при этом делает, какие слова произносит? Не в классе или в группе, а в лесу, на бережку прудика? Вызывает ли она у него доброжелательный интерес? Ведь наблюдать — важное искусство. Если научить ребенка не хватать живое руками, а наблюдать, что происходит, это важнейший шаг к развитию экологической культуры. Не говоря уж о том, что это открытие целого фантастического мира. Процесс превращения головастика в лягушонка — разве это не фантастика? Тема «любви к природе» достаточно сложна, потому что не допускает никакого излишнего пафоса. Начнешь о чем-нибудь с пафосом рассуждать, а тут из-под плиты выползает таракан — представитель многообразия животного мира… Тараканы, мыши, крысы — это синантропы, сопутствующие человеку животные. Они живут рядом с людьми. А люди с ними рядом жить не хотят. Таких животных обычно уничтожают. Но этого делать нельзя. Если же придется все-таки отвечать на вопросы детей, можно попробовать объяснить так: где обычно заводятся крысы и тараканы? В заваленных хламом, сырых подвалах, на неопрятных помойках, с которых вовремя не вывозится мусор, во дворах с кучами пищевых отходов. Все это — настоящие крысиные и тараканьи кормушки. А любые животные благоденствует, если это позволяет «кормовая база». То есть грязь, которую разводят люди. Не хочешь помогать тараканам размножаться, научись не мусорить… Даже кротов с участка можно отпугнуть сажая по периметру бобы, а не заливая кротовые норки водой. Найти золотую середину между приторной словесной сентиментальностью и практическим ее аспектом довольно сложно. Но важно, потому что тогда только и можно правильно воспитывать детей. Если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Инструкция: 1. Духовный мир ребенка начинает складываться в раннем детстве. Именно в этом возрасте начните развивать у малыша эстетическое восприятие прекрасного. 2. Во время прогулок в любое время года открывайте с малышом прекрасное и удивительное в явлениях природы. Обращайте внимание крохи на, казалось бы, привычные явления. Зимой: любуйтесь искрящимся под яркими лучами солнца снегом, красотой и многообразием форм каждой отдельной снежинки, снежными шапками на ветвях деревьев. Весной: несущая возрождение природы, подарит малышу впечатления от пробивающейся молодой травки, набухших почек и первых листочков. Летом: порадует утренними капельками росы, жарким солнышком, радугой после дождя, ароматными цветами, научит прислушиваться и различать пение разных птиц. Осенью: когда краски и запахи увядающей природы особенно выразительны, собирайте опавшие листочки деревьев, любуясь их формой и цветом, составляйте букеты из сухих листьев. 3. Ваша задача помочь ребенку глубже проникнуть в мир красоты природы, увидев чудо даже в обычном, самом неприметном. Не проходите мимо, всматривайтесь, вникайте, вслушивайтесь вместе с малышом! 4. Учите ребенка художественному восприятию природы. Совершая вместе прогулки, наблюдайте и запоминайте запахи, звуки и краски природы, рисуйте, фотографируйте ее. Составьте с ребенком альбом с коллекцией своих фотографий красивых пейзажей, видов природы. Предложите малышу выразить свое впечатление, видение с помощью аппликации или рисунка. Поощряйте у ребенка желание творить, делать поделки из природных материалов (шишек, коряг, сухих листьев, цветов и т.д.). 5. Попробуйте раскрыть в малыше талант поэтического видения природы. Заинтересуйте ребенка стихами о природе, рассказами, сказками. Читайте книги о животных.