Дидактическая игра «Определи или найди жанр
(портрет, пейзаж, натюрморт)».
Цель: Уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж,
портрет, натюрморт.
Материал: Репродукции картин.
Описание игры:
1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт.
Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.
Если видишь, на картине Нарисована река,
Или ель и белый иней, Или сад и облака,
Или снежная равнина, Или поле и шалаш,
Обязательно картина Называется ... (пейзаж)
Если видишь на картине Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, Знай, что это ... (натюрморт)
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина Называется ... (портрет).
Дидактическая игра «Из чего состоит пейзаж».
Цель: Закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных
особенностях и частях.
Материал: Разнообразные картинки с изображением элементов живой и
неживой природы, предметны т.д.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям разнообразные картинки. Дети должны отобрать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывая свой выбор.
Дидактическая игра «Собери пейзаж».
Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).
Материал: Цветные изображения деревьев, цветов, трав, грибов и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
Описание игры: Детям нужно с помощью цветных изображений составить
пейзаж по собственному замыслу или по заданному воспитателем
сюжету.
Дидактическая игра «Времена года».
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года».
Описание игры : На стене развешены разные репродукции картин,
воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года. Можно использовать в игре аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года» художественные тексты о временах года.
Цель: Закрепление знаний о декоративно-прикладном творчестве русского народа.
Материал: Изображения различных видов декоративно-прикладного
творчества.
Игровое действие: Определить к какому виду народного промысла относится изображение, доказать, называя особенности той или иной росписи.
Дидактическая игра «Узнай элементы узора».
Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал: Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней
части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с
отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.
Игровые правила: Определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
Ход игры :Получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно
рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за
правильностью выполнения задания.
Дидактическая игра «Составь хохломской узор».
Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом
аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «травинки»,
«трилистники», «капельки» Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.
Материал: Трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого,
красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.
Игровые правила: Детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Цель: Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материал: Два одинаковых плоскостных изображения различных
предметов, одно из которых разрезано на части.
Игровые правила: Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
Ход игры: В игре может принять участие один ребенок или группа.
Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их
рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей
изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.