Опубликовано 27 ноября 2019 в 15:22
Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития.Игра - это огром-ное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский В обучении детей основам математике, большое значение приобретают дидактические игры, в которых дети постепенно закрепляют полученные знания и умения. В ходе игр и упражнений с занимательнойматематикой, воспитанники овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Необходимо вооружить детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Для развития математических представлений у дошкольников посредством дидактической игры выдвигаются следующие задачи: — закреплять и обогащать математические представления дошкольников через исполь-зование дидактических игр; — обогатить предметно-развивающую среду группы; — познакомить родителей с содержанием образовательной работы по математике. В организации образовательной работы с детьми должно учитываться ряд законо-мерностей. Во-первых, при знакомстве детей с элементарной математикой необходимо обеспечить ребенку непосредственное восприятие предметов с помощью органов чувств. Во-вторых, занятия с детьми нужно организовывать преимущественно в форме игры или игровых упражнений, ситуаций. В-третьих, для математического развития чрезвычайно важным является применение полученных знаний и навыков в житейских ситуациях. Познавательный материал, с которым дети знакомятся на занятиях, совершенствуется в играх и игровых ситуациях вне занятия. Для этого в группах создаются условия: «Математическая игротека», где размещаются логические, конструктивные игры, материалы для моделирования. Обеспечить принцип наглядности в обучении детей математике помогает: «Уголок занимательной математики» (Яркие цифры, магнитная доска, счетные палочки, пальчиковые игры, математические ребусы, геометрический конструктор, пазлы, а также дидактические игры по направлениям). В-четвертых, целесообразно дифференцированное использование содержательного ма-териала в работе с отдельными детьми и постепенное его усложнение. Необходимо учитывать требования к подготовке и проведению НОД: — планировать содержание с учетом возможностей детей и дидактическими принципами постепенного усложнения материала, построение от простого к сложному; — продумывать методику работы в соответствии со сложившимися умениями и опытом детей; — обеспечивать новизну материала; — активизировать речь детей и побуждать их к самостоятельным действиям с материа-лами; — при проведении НОД основным методом является показ предмета и действия с ним, словесные объяснения должны быть предельно простыми и краткими. Прочное усвоение знаний обеспечивается многократным закреплением действий с предметами в дидактических играх и игровых упражнениях. Дидактические игры использую в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Все дидактические игры делятся на группы: — игры с цифрами и числами; — игры-путешествия во времени; — игры на ориентировку в пространстве; — игры с геометрическими фигурами; — игры на развитие логического мышления К играм-путешествиям во времени относятся такие игры как, «Живая неделя», «Круг-лый год». С помощью данных и других игр дети достаточно быстро запоминают дни недели, времена года, месяцы. Игры на ориентировку в пространстве: «Расскажи про узор», «Путешествие по комнате», «Найди свой домик». С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под. Благодаря таким играм с геометрическими фигурами как «Найди пару», «Что измени-лось?», «Домино форм» дети в непринужденной форме узнают новые геометрические фигуры, достаточно быстро осваивают классификацию по разным признакам предмета. С помощью игр на логическое мышление «Найди лишний рисунок», «Измени по размеру часть», «Чем отличаются», дети учатся строить логические цепочки, делать выводы, ста-раются мыслить самостоятельно. А такие дидактические игры с цифрами и числами как «Путаница», «Считалочка», «Циф-ры», помогают детям освоить прямой и обратный счет. При знакомстве с цифрами ис-пользуют следующие игры: «Число, как тебя зовут?», «Сложи цифру». Применение на занятиях данных игр способствуют развитию зрительной памяти, навыков счета, образного мышления. Игровая форма обучения повышает настроение детей, способствует проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное — развивают элементарные математические способности. Главная роль в развитии ребенка все же принадлежит родителям, поэтому работу с ними понимается как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьей. В индивидуальных беседах с родителями необходимо информировать о результатах об-следования: сделать акцент на положительные моменты вместе с тем можно обсуждать и трудности в представлениях ребёнка и возможные пути помощи ему. Родители должны активноинтересоваться успехами детей, выполнять рекомендации. Также с родителями надо проводить консультации: «Дидактические игры с математическим содержанием», «Занимательный математический материал», «Математика в повседневной жизни». Вывод: Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания в области элементарных математических представ-лений.