Опубликовано 01 ноября 2019 в 12:09
Первыми книгами для наших детей являются сказки. Через сказки ребенка знакомят с окружающим миром, формируют характер, прививают жизненные ценности. К выбору сказки нужно отнестись серьёзно. В первую очередь, необходимо учитывать возраст, особенности характера ребенка и его темперамента. Например, для гиперактивных детей лучше выбрать спокойные сказки. Страшные сказки, крайне полезны для детей. Если ребенок будет знаком только с миром, полным добрых людей и существ, он может вырасти неподготовленным. Важно учитывать уровень страха, который может выдержать малыш соответствующего возраста. Первые сказки должны быть короткими и несложными. Смысл сказки должен быть уловимым, слова понятными и простыми. Деткам от 3 до 4 лет. Отдавайте предпочтение книгам красочным, ярким, большого формата, с большим числом иллюстраций. Надо подбирать сказки, где главными героями являются животные и люди. Для этого возраста, подойдут сказки с более обширным запасом слов, со сложным сюжетом. Желательно читать сказки со счастливым концом, и, конечно же, несущие идеи, которые взрослый хочет донести до своего ребенка. Выбираем сказки, которые учат сочувствию, доброте, чтобы не происходило в сказке, в конце должно восторжествовать добро. Если вы чувствуете, что в сказке много негативных элементов, тогда воздержитесь от чтения. Средний дошкольный возраст (4 – 5лет). В этом возрасте детям интересно выбрать персонажей, которые им близки по духу, и если они не находят таких героев, то сказки им не интересны. Девочкам интересны сказки о принцессах и о пушистых милых зверюшках, мальчикам же нравится слушать об отважных и смелых воинах, задорных лесных обитателях в главных ролях. Есть сказки, которые нацелены на преодоление зависти, обиды, жадности, а также что бы развеять страхи, которые могут быть у ребенка в этом возрасте (страх одиночества, страх перед врачами и прививками, страх темноты и др.). В первую очередь обязательно прочтите сказку сами, без ребенка: необходимо оценить сказку, помните, в этом возрасте дети очень ранимы. Сказки выбираем добрые, без насилия, лжи и жестокости. Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет). Детям старше пяти лет, читать можно почти любые сказки, главное, чтобы сюжет им нравился. Сказки должны развивать стороны личности: воображение, эмоции, мышление, приоритет поведения. Важно не только читать ребенку, но и просить сочинять сказки. Это развивает творческое начало и воображение, а также поможет отследить желания и проблемы вашего ребенка. В этом возрасте дети готовы к чтению с продолжением, к большим книжкам. Они охотно пересказывают интересные для них сюжеты, сочувствуют героям, активно реагируют на содержание. Они с полной серьёзностью верят, что магия существует, что волшебники живут среди нас. Ориентировочный список для чтения: русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М.БулатоваФинист —Ясный сокол», обр. А. Платонова; «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Рифмы», авторизованный пересказ Б. Шергина; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И.Карнауховой; «Докучные сказки»; «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;; «Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого. Подготовительная к школе группа (дети от 6 до 7 лет). К семи годам дети способны осмысливать многие произведения на уровне установления связей между внешними фактами. Ребенок проникает в эмоциональный подтекст, во внутренний смысл повествования. Важно пополнять литературный запас интересными сказками, развивать к ним интерес, тем самым воспитывая ребенка, способного испытывать сочувствие, сострадание к героям, отожествлять себя с персонажем, который полюбился, воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты. Необходимо побуждать ребенка рассказывать о своем отношении к конкретным поступкам сказочных персонажей, помогать понять скрытые мотивы героев. Воспитание должно происходить на добрых сказках, с хорошим финалом, без страшных событий. Примерный список для данного возраста: русский фольклор: Сказки и былины «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (но народным сюжетам); «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Чудесное облачко», обр. Л. Елисеевой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского. Важно читать сказки на ночь, это поможет укреплению ваших отношений с ребенком. Ребенку важно слушать не только маму, но и папу. Ученые пришли к выводу, что папины сказки на девочек имеют лучшее влияние и очень эффективны в воспитании детей. Сказки нужно повторять и повторять, только к двум годам дети начинают понимать суть сказки. Сказки расширяют лексику. Если ребенку не читать сказки, то ему будет трудно воспринимать на слух самые простые фразы. Старайтесь уделять детям как можно больше внимания и времени, подарите детям счастливое детство!