Опубликовано 25 сентября 2020 в 16:52

Наказание и поощрение, как основные методы воспитания, преследуют конечную цель – благо ребенка. И то и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой. Однако не все задумываются о том, какие именно проявления любви они могут предоставить ребенку, в каких он нуждается, а руководствуются своими представлениями. Каждый родитель желает ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать. Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Быть родителями – это радостный, но в тоже время и напряжённый труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения. Пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что можно хвалить ребёнка? А самое главное как прощать ребенка?

За что ни в коем случае нельзя ругать ребёнка?

● Если кроха сделал что-то нечаянно. Вряд ли ваши крики научат его аккуратности.

● Если малыш старается, но у него не получается. Не превращайтесь в грозного начальника. Лучше будьте просто любящим родителям, который хвалит, поддерживает и помогает раскрыться.

● Если ребёнок нарушает те правила, которые вы и сами не соблюдаете. Раз уж правила существуют, они должны действовать на всех. А потому не нужно ругать малыша за то, что он кушает в гостиной, если вы сами порой выносите бутерброды за пределы кухни.

● Если поведение и способности ребёнка не соответствуют вашим пожеланиям. Не пытайтесь сделать из ребёнка того, кем вы не смогли стать сами. Дайте ему возможность самому выбирать, кем быть.

● Если побуждения ребёнка были хорошими. Не стоит ругать малыша за разбитую вазу, если он хотел поставить в неё сорванный для вас цветок. Наоборот, успокойте его и скажите, что подаренный цветочек вам очень нравится, а вместо вазы можно использовать и обычную чашку.

Как правильно ругать ребёнка?

● Ни в коем случае не ругайте малыша в присутствии посторонних людей. Вы не только пошатнёте его самооценку, но и потеряете его доверие. А потому, если ребёнок ведёт себя шумно или проявляет неуважение к окружающим, отзовите его в сторонку «пошептаться».

● Не идите на поводу у своих эмоций. Чтобы этого не произошло, не ругайте ребёнка в тот момент, когда вы раздражены. Дайте себе сначала успокоиться, а потом решайте, стоит ли сложившаяся ситуация того, чтобы повышать на кроху голос.

● Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Ничто так не ранит, как отсутствие поддержки со стороны собственных родителей.

● Не указывайте ребёнку на его недостатки. Не стоит говорить «Ты слишком неуклюжий». Ищите более мягкие аналоги таким замечаниям. Например, такие: «Если бы ты был повнимательней, то ваза бы не разбилась».

Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях.

Способы поощрения:

• Похвала. Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых.

• Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту.

• Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения. Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие.

• Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить, разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

• Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.

• Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения.

Правила поощрения

• Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей. Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки.

• Не следует поощрять детей из чувства жалости. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

• Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

• Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

• Хваля детей, всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Когда поощрение может нанести вред?

Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя». Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.

Прощение — это еще и способ выражения родителями своей любви, причем иногда более наглядный, чем какие-то привычные слова или подарки. Простить ребенка не всегда легко. Особенно, когда его поступок задевает наше самолюбие и самоуважение. Ведь под угрозой находится наш родительский авторитет. В такой ситуации мы можем чувствовать злость, обиду, иногда бессилие. И меньше всего в этот момент мы думаем о прощении. Вот несколько таких наиболее распространенных родительских установок:

● «Этот поступок моего ребенка не заслуживает прощения». Трудно себе представить, что малыш может совершить что-то настолько ужасное, что не заслуживает прощения. Поговорите с ребенком и попытайтесь вникнуть в истинные мотивы его поступка, даже если вы считаете, что ребенок заслуживает наказания. Всегда найдется маленькая лазейка для прощения. Воспользоваться ею никогда не поздно, чтобы уладить любые проблемы и получить шанс еще больше сблизиться со своим ребенком.

● «Я должен показать ему, кто здесь главный». Такие взрослые склонны укорять ребенка за любые, даже самые мелкие ошибки, пытаясь тем самым вызвать у него чувство вины. В итоге подобная воспитательная стратегия рискует вылиться в борьбу между детьми и родителями за власть в семье.

● «Если я прощу его, он решит, что не сделал ничего особенного, и спокойно повторит это снова». Ребенок обязательно подумает именно так, если ваше прощение каждый раз будет доставаться ему очень легко. Поэтому продемонстрируйте ребенку расположенность к откровенному разговору, помогите ему глубже понять его поступок и принять на себя ответственность за его последствия. Но не терзайте его долгими и бесплодными нравоучениями, не оставляйте на весь день или все выходные «подумать над своим поведением». Лучше исчерпать инцидент сразу.

● «Ему все равно безразлично мое прощение». Чем меньше ребенок, тем более он склонен, мучатся чувством вины, которое поглощает его и изматывает, пока, наконец, взрослый не отпустит его «грехи». Но с возрастом для некоторых детей ваше прощение на самом деле может стать ничего не значащим и привычным ритуалом. Так происходит, если и родители не вкладывают в свое прощение определенный смысл, а произносят: «Ладно, прощаю» больше по привычке и без всякой надежды на то, что ребенок способен исправиться.

● «Я не прощу его, пока он не сделает то-то и то-то». А это уже попытка манипулировать ребенком. А далее очень легко прийти к выводу, что искреннего раскаяния недостаточно. Смысл же истинного прощения в том, что оно бескорыстно.

● «Даже если я прощу его, мне от этого все равно легче не станет». Какое-то время неприятный осадок и обида могут все еще таиться внутри вас. И все же, простив ребенка, вы уже фактически сделаете шаг к примирению и избавите себя от неприятных мыслей о необходимости его наказания.

Увидев, что ребенок искренне раскаивается и чувствует свою вину, прощайте его, не затягивая этот процесс на дни и недели. Но дети до 5–6 лет действительно могут не раз нарушить данное вам обещание и просить прощения вновь и вновь. Просто малыши еще плохо умеют контролировать собственное поведение, но это не значит, что они не способны потом искренне сожалеть о содеянном. А если вы действительно опасаетесь, повторения случившегося, честно и открыто скажите об этом ребенку любого возраста.

Маленький жизненный опыт не позволяет детям легко и быстро ориентироваться в различных ситуациях и всегда делать исключительно правильный выбор. Поэтому не уместно требовать извинений, когда поступки детей задевают вас лично и наносят вам какой-то урон. Не ставьте ребенка в ситуацию, когда он вынужден просить прощения за не прочитанную до конца, за случайно разбитую чашку или нечаянно вымазанную куртку. Не отводите ребенку роль жертвы, привыкнув к которой, он может играть ее всю свою жизнь. Есть события, которые происходят совершенно случайно, без какой-то ни было вины человека. Есть и другие вещи, которые случаются по вине ребенка, но последствия их касаются только его самого. В этом случае ваша задача как родителя научить ребенка нести за них ответственность и прощать самого себя.