Опубликовано 25 декабря 2019 в 17:02
Ранний период жизни ребенка чрезвычайно важен во всех отношениях. Педагоги и психологи считают ранний возраст не только благоприятным для развития основных способностей и черт характера ребенка, но и существенным в формировании будущего читателя. Как правило, художественное слово сопутствует ребенку уже с первых месяцев его жизни. В семье, в детском учреждении ему напевают колыбельные песенки, что действует на малыша успокаивающе. Колыбельные - неизменные спутники первых лет жизни ребенка.Во время игры взрослые разговаривают с ним, включая в свою речь образные выражения прибауток, потешек, стихов. Ребенок, удовлетворяя свою потребность в движении, подпрыгивает, сидя на коленях у взрослого, который при этом ритмично приговаривает строчки народной потешки «Скок-поскок…». Внимательные родители и воспитатели никогда не будут заниматься с ребенком молча, а разговаривают с ним, часто используя при этом образы сказок, детские стихи, песенки. Вначале ребенок не понимает, да и не может понять произносимых взрослым слов. Однако это не исключает их воспитательной значимости.Не понимая еще значения того, что ему читают, ребенок различает интонации, сочетания звуков, чувствует ритм. А, по мнению исследователей, ритм облегчает жизнь, делает ее упорядоченной. Положительная эмоциональная отзывчивость детей на ритм, рифму, интонацию позволяет сделать вывод, что художественное слово воздействует на них уже в раннем возрасте. Эту отзывчивость необходимо поощрять. Ведь если у ребенка ежедневно будут на слуху песенки, потешки, прибаутки, он начнет их запоминать, проговартвать сначала отдельные слова, стоящие в конце строки, потом весь текст. Таким образом, речь малыша станет богаче, образнее, ярче. Если в группе звучит образная речь, то даже у самых маленьких она находит отклик. Например, кошечку малыш может ласково назвать «котенька-коток», прилетевшую птичку сороку – «сорокой-белобокой», на воробья малыш может сказать – «птичка-невеличка» и т.д. Читая стихи, песенки, потешки, воспитатель развивает у детей слуховое восприятие, совершенствует способность понимать то, что читается, побуждает их подражать звукосочетаниям и словам текста. Таким образом, малые формы фольклора созданы мудрой народной педагогикой не только для того, чтобы позабавить малышей, но и развивать речь детей. Поэтому опытные педагоги советуют разнообразно использовать народную поэзию во всей воспитательной работе с детьми в дошкольном учреждении и дома. В раннем приобщении ребенка к книге, к художественному слову, важно чтобы семья, воспитатели и библиотека были единомышленниками и партнерами. Именно это ключ к успеху. Я работаю на группе с года до двух лет. Каждый год мы набираем малышей. После адаптации детей к условиям детского сада, то есть в начале учебного года, мы проводим анкетирование родителей с целью, выяснить, есть ли дома у ребенка книжный уголок, знают ли родители какие книги нужно читать ребенку в этом возрасте, как часто читают дома, какие трудности испытывают. Так как наш детский сад с первой младшей группы сотрудничает с библиотекой, то не маловажно выяснить у родителей, необходимо ли им взаимодействие с библиотекой. Затем мы проводим с родителями консультацию на тему: «Влияние художественной литературы на развитие речи детей раннего возраста», даем советы «Что и как читать детям в возрасте от года до двух». Предлагаем мамам сшить дома книгу-подушку из яркой однотонной ткани, на страницах которой можно сделать аппликации или вышивку детских игрушек. Такая книга очень удобна для маленьких детей, она не рвется и не мнется. Подобную книгу я изготовила сама, дети очень любят «читать» ее. Чтобы свободно владеть фольклорными текстами, я сделала подборку таких текстов по нашему возрасту и оформила их в папку. В группе также «работает» рубрика «Учим с нами», куда периодически, по мере разучивания помещаем потешки, стихи, пальчиковые игры, чтобы родители могли дома закреплять их, и использовать в общении с ребенком. Пестушки, потешки, песенки, уговорушки я использую во всех режимных моментах: при пробуждении, кормлении, умывании, одевании детей. Для удобства я также оформила их в папку. Очень интересны детям раннего возраста пальчиковые игры и упражнения. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий создают единственную, удивительную движущуюся стихию жизни. Поэтому пальчиковые игры мы ежедневно используем в своей работе с детьми. Итак, познание мира ребенком происходит в процессе игры, забавы (потешки, уговорушки, песеки, прибаутки, пальчиковые игры), на смену игровой поэзии приходят сказки, и сюжет, и содержание которых требует от малыша умственного напряжения, серьезного вне-игрового восприятия текста. На втором году жизни, учитывая психологию детей раннего возраста, мы знакомим ребенка со сказками, где встречаются положительные герои «Курочка Ряба» и «Колобок». Рассказывая сказку ребенку, можно использовать не только книжные иллюстрации, настольный или пальчиковый театр, но и библиоигрушку. Библиоигрушки вносят привлекательную для детей яркость и образность, усиливают наглядность сказки или этой же потешки. Игрушки и игры многофункциональны. Библиоигрушки не исключение. Наблюдения показывают, что дети, вовлекаемые в игру с помощью библиоигрушек, легко запоминают сказки, пересказывают, а это развивает речь. Дети проявляют желание что-то перечитать, придумывают продолжение. Библиоигрушки стимулируют развитие фантазии воображения, мышления, побуждают к творческой активности. Нельзя забывать и о важности работы мелкой моторики пальцев рук, влияющей, как уже говорилось, на умственные способности, так как ребенку приходится брать в руки не очень большие предметы. Мне очень нравятся библиоигрушки в работе с маленькими детьми, они дают возможность ребенку проявить еще самостоятельность. В своей работе я использую библиоигрушки, имеющих форму книжек-игрушек: «Машенька» - это книга, в которой листы вырублены по контору главного героя Машеньки, здесь собраны все потешки про маленькую девочку; «Теремок» - это книжка-игрушка, выполненная в форме сказочного домика, в его окошках разместились фигурки литературных персонажей, с которыми наши дети с помощью воспитателя небезынтересно создают свой «театр на столе». Подобным образом выполнены следующие книжки-игрушки: «У бабушки в деревне», «Курочка Ряба», «Репка». Таким образом, детская литература играет огромную роль в становлении ребенка раннего возраста как личности. Главная задача в период дошкольного возраста воспитать ребенка читателем, то есть человеком, связавшим свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающим ее смысл и значение. Это возможно при следующем: необходимо создать в условиях детского сада системы по приобщению ребенка к книге; уметь давать квалифицированные консультации родителям; быть собеседником ребенку; стать посредником между писателем и его маленьким читателем; быть тем человеком, который сумеет для каждого ребенка создать свой мир общения с книгой. К чему мы и стремимся в своей работе.