Опубликовано 27 декабря 2019 в 17:21
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, то их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, когда его действия еще не достигли высокого уровня контроля. По мере созревания мозга формируется хватательный рефлекс. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие мышления. Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунтурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки…развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом,«есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки на руке есть еще одна речевая зона мозга» - доказывает М. М. Кольцова. Поэтому тренировку пальцев рук, т. е. развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи. Мелкую моторику рук развивают: - пальчиковая гимнастика, - массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук, - народные игры с ладошками, - игры с природными материалами, - игры с предметами домашнего обихода, - игры с песком и водой, - пальчиковый театр, - дидактические игры, - рисование, лепка, аппликация. Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослыми. Поэтому первая задача воспитания – это развитие активной речи, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребенка не развивается через подражание чужим, даже самым правильным образцам. Психическое развитие детей на третьем году жизни целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, двух- трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно – действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть. А теперь, давайте выучим несколько пальчиковых игр: Упражнение «Мы капусту рубим» Каждую фразу повторяем два разы. Мы капусту рубим, рубим! (малыш изображает рубящие движения, двигая прямыми ладошками вниз и вверх) Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим назад вперед) Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку) Мы капусту жмем, жмем! (сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вниз-вверх вдоль прямой ладошки левой руки). Упражнение «Печем пироги Тесто мнем, мнем, мнем! (ребенок поочередно «давит» кулачками воображаемое тесто) Тесто жмем, жмем, жмем! (малыш резко сжимает пальцы в кулаки и разжимает их, сначала одновременно, потом поочередно) Пироги мы испечем! (руками «лепим» пироги, как бы перекладывая из одной ладошки в другую) Упражнение «Замочек» На двери висит замок (соединяем руки в замочек, переплетая пальцы) Кто его открыть бы мог? Покрутили, (поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев) Потянули, (раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены) Постучали, (ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке) И открыли! (расцепляем пальцы) Упражнение «Семья» Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я. (Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого) Вот и вся семья! (Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно) Упражнение «Как живешь?» Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец) А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу) Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь) Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо) Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой) Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой) А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули) Рекомендации к проведению упражнений артикуляционной гимнастики: 1. Регулярность! Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. От простых к более сложным. Проводить лучше эмоционально, в игровой форме. 4. Из выполняемых 2-3 упражнений НОВЫМ может быть только ОДНО, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отработать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 5. Лучше всего артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый должны находиться перед настольным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Статические упражнения для языка: 1. Птенчик - Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 2. Лопаточка - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе 3. Иголочка (Стрелочка Жало) -Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед 4. Горка (киска сердится) - Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх 5. Грибок - Рот открыт. Язык присосать к небу Динамические упражнения для языка: 1. Змейка - Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 2. Качели - Рот открыт. Напряженным языком сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта 3. Футбол (Спрячь конфетку) - Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку 4. Лошадка - Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку 5. Оближем губки - Рот приоткрыт. Облизнуть сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти: 1. Трусливый птенчик - Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычек- «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается 2. Обезьяна - Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку 3. Дразнилки - Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па 4. Протяжно (на одном вдохе) произносите звуки: Ааааааааа яяяяяяяяя ооооооооо иииииииии аааааэээээ ооооояяяяя аааииияяяэээ Следите, за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто. Тренировка мышц глотки и мягкого неба: 1. Глатать воду маленькими порциями (20-30 глотков) 2. Подражать: - стону - мычанию -рычанию 3. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта 4. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!