Опубликовано 16 января 2020 в 11:36
Агрессия (от латинского «agressio» –нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Такое поведение наносит вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности) (Психологический словарь, 1997). Реан А.А. понятия «агрессия» и «агрессивность» предлагает не идентифицировать. Реан пишет: «Агрессия — это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии». Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность-готовность к совершению таких действий. Э Фромм считает, что есть два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности. А.Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии: 1.физическая агрессия (физические действия против кого-либо); 2.вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань); 3.косвенная агрессия направленная (сплетни, злобные шутки), ненаправленная (крики в толпе, топанье); 4.раздражение (вспыльчивость, грубость); 5.негативизм (оппозиционная манера поведения). О.Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет виды агрессивности: 1.Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. 2.Деструктивная. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность. 3.Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не по причине вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание. А.А.Романов перечисляет основные признаки для классификации агрессии. 1.направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого человека или на себя; 2.наблюдаемость-ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии; 3.временные признаки, т.е. мера выраженности агрессии по частоте проявлений во времени и длительности состояний агрессии; 4.пространственные признаки - в семье, в детском саду, на улице и т.д.; 5.по особенностям психических действий – физическая агрессия, вербальная, косвенная; 6.по социальной опасности агрессивных действий. В жизни чаще всего встречается сочетание некоторых видов агрессии. Разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций, таких как жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность. Причины и факторы, влияющие на проявление агрессии у детей. -наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопат подобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников); -биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие); -некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга);-влияние социального окружения.