Опубликовано 25 марта 2020 в 09:58
В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности. В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказа¬ния необходимыми при воспитании детей В.А. Сухомлинский выступал как решительный противник наказания Он считал, что маленьких де¬тей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно орга¬низовав их жизнь в семье, детском саду, школе. А.С. Макаренко при-держивался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требова¬ний, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению А.С. Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания. Сравните эти две точки зрения и сформулируйте свою позицию. Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм пове¬дения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания муд¬ро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой посту¬пок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответ¬ственно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психо¬логической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от кото¬рого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими. Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следова-тельно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка (например, недостаточная координация дви¬жений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбу¬ждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репли¬кой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со сто¬роны взрослых, чем в карательных мерах. Например, неосторожно ткнул пальцем в красивый воздушный шар, и тот лопнул; полез в лужу за корабликом, упал, промок... Если ребенок ждет за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить свое поведение. Боясь наказания, он будет обманывать взрослых, хитрить, изворачиваться. В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ре¬бенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, сумми¬руют несколько проступков для наказания. Ребенок не понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают но¬вый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказа¬ния трудом («сломал игрушку - иди убирайся в своей комнате»), наказания, вызывающие страх («сиди один на темной террасе»). Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психи¬ку ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым. Особо следует сказать о телесных наказаниях, от которых стра¬дают многие современные дети в своих семьях. Почему на пороге XXI в. о физических наказаниях в условиях семьи заговорили на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ре¬бенка» (1989)? Дело в том, что многим родителям не хватает эле¬ментарных знаний об особенностях развития маленького ребенка, выдержки и терпения в его воспитании. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно быстро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении «дозы» воздействия. Третьи просто морально деградировали, отсюда жестокие побои и истяза¬ния маленьких детей. Отметим, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспитательную ра¬боту с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие мораль¬ные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым». После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия. Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми - поси¬ди, подумай, кто не прав: ты или твои товарищи»). В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зерка¬ло - вытри, насорил - убери. Старшие дети чувствительны к лише¬нию доверия. («Не могу пустить тебя одного во двор, в прошлый раз ты выбегал за мячом на проезжую часть улицы»). Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве нака¬зания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некото¬рую официальность, холодность. Так, пятилетний ребенок говорит: «Я не люблю, когда папа называет меня Александром: значит, он на меня сердится». Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения заключается в том, что в нем содержится одобрение действия, способа поведения ре¬бенка. Значит, поощрение ориентирует на хорошее, доброе в раз¬вивающейся личности и закрепляет стремление и продвижение ре¬бенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребен¬ка бодрость, способствует благоприятному самочувствию. В гамме этих чувств и переживаний, испытываемых ребенком от поощре-ния, значительное место занимает осознание радости, которую он принес близким и любимым людям своими действиями, поступка¬ми, словами. Если же похвала, подарок (сладости, игрушка) стано¬вятся для ребенка самоцелью поведения, взаимоотношений с род¬ными людьми («Что вы мне за это дадите?»), то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно. Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепле¬ние за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам и возмож¬ностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании должно стать правилом: поощ¬рение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив само¬стоятельность. Укладывая ребенка вечером, можно вспомнить о его добрых делах, заслугах, отметить достижения. Итак, основное средство поощрения - это слово взрослого, об¬ращенное к ребенку, похвала. Педагогическая же ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в семье: пообедал - куплю мороженое, быстро оделся - получай конфеты и т.д. - весьма сомнительна, оно больше похоже на шан¬таж, чем на средство воспитания личности ребенка. Родители хотят сделать ребенка удобным (быстро поел, самостоятельно оделся), поэтому культивируют стиль общения, основанный на личной вы¬годе, на принципе: «Ты - мне, я- тебе». Такой стиль Е.В.Суб-ботский называет прагматическим. Подобное общение формирует и у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил лишь в условиях внешнего контроля. Где найти золотую середину в воспитании ребенка? В прощении! Да, многие ученые, считают что взрослые должны овладеть искус¬ством прощать (З.Матейчик, Е.В.Субботский, Б.Спок и др.). Про¬щение по сути значит примирение, а оно поднимает в сердце ребен¬ка волну добрых чувств к маме и папе, которые умеют быть вели-кодушными, способными прощать. Прощение маленький ребенок воспринимает как добро, доверие любимых людей. Ребенок совер¬шил проступок, а папа говорит: «Ты поступил плохо, но я уверен, что ты так больше делать не будешь. Я верю, что ты хороший, а хорошие дети так не делают». Подобное отношение к проступкам маленьких детей Е.В.Субботский называет бескорыстным, оно бла¬готворно сказывается на нравственном развитии «нарушителей» общественных норм. Следует напомнить, что строгие, никогда не прощающие родите¬ли постоянно углубляют пропасть между собой и ребенком, толкая его к иным советчикам, друзьям, которые могут завести не в самую лучшую сторону. Но и постоянная готовность прощать ребенка чре-вата потерей авторитета и возможности влиять на ребенка.