Опубликовано 21 апреля 2020 в 02:24

Для того чтобы ребенок успешно социализировался в обществе и развился в полноценнуюличность, он должен слушаться взрослых. Однако не все дети с готовностью соблюдаютправила и подчиняются требованиям. В арсенале взрослых есть несколько способов контроляповедения ребенка:негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.Какой же из этих способов воспитания эффективней?Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не всегда бываютэффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми. Например, нет смыслауговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснуласьгорячей поверхности.Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практически невозможно. Смыслзамечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение ипредложить ребенку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Нодля того, чтобы запреты, требования и замечания взрослых в полной мере подействовали наребенка, они должны быть им услышаны и приняты к действию. Как правильно выдвигатьсвои требования и запреты? Желательно придерживаться следующих правил:

1Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большого количестваограничений и запретов, распространяющихся на все сферы жизни, ведет к развитиюбезволия и нерешительности у ребенка.

2Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностямиребенка. Например, мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении илиего исследовательские интересы только потому, что боимся, что он что-нибудьразобьет. Лучше создать для него безопасные условия. Исследовать лужи можно, нотолько в резиновых сапогах. Даже бросать камни в цель можно, если позаботитьсяпри этом, чтобы никто не пострадал.

3Не давайте смутных, неясных и уклончивых указаний. Все требования, обращенные кребенку должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что от него хотят.Пример: смутное требование – веди себя прилично, конкретное – пожалуйста, говоритише. Уклончивое требование – иди сядь, конкретное – сядь рядом со мной.

4Давайте короткие и четкие указания. Ребенку проще следовать коротким, нежелиогромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: короткоетребование – положи книжки на полку, сложное – уберись в комнате.

5Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему неделать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов «прекрати»,«не». Пример: негативное требование – прекрати качаться на стуле, позитивное –слезь со стула и подойди ко мне.

6Проявляйте уважение, не унижайте ребенка. Произносите требования нейтральнымтоном. Не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребенком болееприятным. Требования и запреты, данные в сердитой или властной форме,воспринимается вдвойне тяжелее. Пример: Немедленно встань рядом со мной!!! Навопрос: "Почему нельзя?" - не стоит отвечать: "Потому что я так велю!", "Нельзя, ивсе!". Нужно коротко пояснить: "Уже поздно", "Это опасно".

7Давайте ребенку только те указания, которые он сможет выполнить. Нечестно будетнаказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить вашетребование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп», выполнимоеуказание – нарисуй картинку.

8Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы родителямимежду собой.Наказания помогают добиться желаемого и дисциплинируют ребенка. Но не следует имизлоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребенка негативные эмоциональныепереживания и гнев, либо постоянное подавление этого гнева. Подавляемый гнев можетперерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. В этом случае, ребенок может начатьдействовать исподтишка, специально делать что-либо «назло».К чему это может привести? Во-первых, к ухудшению взаимоотношений между родителями иребенком, а, во-вторых, постоянное ожидание наказания может подавить проявлениеинициативы у ребенка. Он будет бояться самостоятельно принимать решения и браться зановое дело, так как у него станет преобладать мотивация «избегания неудач», а не«достижения успеха». Все это может значительно усложнить его жизнь в будущем.Поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях, используя при этомконструктивные формы наказания:

1Используйте "Естественное наказание". Оно представляет собой отказ от помощиребенку в ситуации непослушания. Например, когда ребенок, сидя за столом,балуется со стаканом сока, и, в конце концов, его проливает, не спешите бросаться напомощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок, а затем переодеться.Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно с чашками, тарелками иих содержимым имеет смысл обращаться аккуратно. Постепенно ребенок сам научитсяустанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и ихрезультатами.

2Наказание должно быть справедливым. В этом случае самооценка ребенка непострадает, а наказание принесет реальную пользу. Например, если он разлил воду наполу, потому что хотел полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, – этоповод не для наказания, а для покупки маленькой лейки. А вот если ребеноксознательно совершает какое-то действие, которое ему запрещено, то это можнорассматривать как повод для наказания.

3Соблюдайте последовательность. Наказание принесет пользу и не причинит вреда втом случае, когда оно закономерно, а не случайно. Поэтому важно, чтобы запреты инаказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен. Ребенокдолжен знать, как и за что он может быть наказан. Он будет чувствовать себяувереннее, зная, что ему можно, а что - нельзя. А вот наказывать ребенка за то, чтоон нарушил неизвестное ему правило, бессмысленно и несправедливо. Необходимообъяснить ему, что он поступил неверно, и предупредить, что в следующий раз онбудет за это наказан.

4Наказание должно применяться сразу после совершения проступка, а не спустя какое-то время после него. Ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступкасразу же, иначе сложившаяся ситуация потеряет смысл и никаких полезных выводовон не сделает.

5Подход к наказанию должен быть разумным. Наказание должно содержать в себекакие-то возможности для обучения, овладения позитивными навыками. Желательно,чтобы оно было логически связано с проступком. Например, нет смысла в качественаказания оставлять ребенка без прогулки, если вместо нее он будет разбрасыватьигрушки.

6Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Например, если у васгиперактивный ребенок, то дисциплинарные меры воздействия в виде постоянныхнаказаний, замечаний, окриков и нотаций не приведут к улучшению поведения, анаоборот, ухудшат его. С такими детьми нужно общаться мягко и спокойно.

7Лучше наказывать ребенка, лишая его чего-то хорошего, чем делая ему плохо.Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:когда он болеет;перед сном и сразу после сна;