В настоящее время основная часть наших детей живет в благоустроенных
квартирах, где, к сожалению, все меньше места отводится для свободных или
творческих занятиях детей, в том числе и для труда. Родители стараются удобно и
красиво расставить мебель, учитывая в основном свои запросы и потребности. В
то же время мало внимания уделяют игрушкам, предметам детского быта. А
именно они помогают ребенку постигать азы жизни, труда – в начале совместной
игровой и трудовой деятельности с родителями, а затем самостоятельно.
От совместного труда ребенка и взрослого – уборка постели, игрушек,
починка предметов домашнего обихода, уход за животными, птицами и
растениями, до появления сознательной самостоятельной, трудовой деятельности
проходит много времени. В этот период родители должны осознать важность
создания условий, которые способствовали бы развитию ребенка, желания
выполнять ту или иную работу самостоятельно. Не последнюю роль играют
поручения. Родители должны предложить поручение и научить его наиболее
рациональным и экономным способам выполнения работы.
Взрослые должны найти возможность показать конкретные примеры
достойного отношения к домашней работе, качественного и красивого её
выполнения. Относиться к обязанностям таким образом, чтобы детям захотелось
быть похожими на родителей, выполняющих работу добросовестно и красиво.
Дети дошкольного возраста любят делать домашнюю работу совместно с
взрослыми, однако мы спешим, стараемся все сделать сами, оградив их от участия
в домашних делах, чего делать не следует.
Трудовые поручения, предлагаемые родителями детям, постепенно должны
перейти в обязанности, навыки, стать привычкой и легко выполняться. Они
должны быть интересны, увлекательны, не продолжительны по времени и сразу
давать видимый результат.
Например, дети любят ухаживать за комнатными растениями, родителям
надо научить ребенка выполнять эту работу.
Можно использовать в работе загадки и задания – найти похожий,
зарисовать растения, почитать книги и рассмотреть картинки о растениях, о
труде, заучить стихи на данную тему, самим сочинить загадки:
- восемь деток – я одна – все похожи на меня. –Хлорофитум
- вот толстый и пузатый, весь колючий полосатый. – Кактус
- листочки ворсистые, прожилки серебристые – Камнеломка
Труд дошкольника должен быть не только эффективным и
производительным, но и приносить моральное удовлетворение, вызывать
эстетические чувства.
Трудовые поручения должны давать ребенку радость, иначе они будут
восприниматься им как обуза. Каждому родителю надо помнить, что перед
началом работы у детей должна быть перспектива радости, «установка» на
красоту: не только кто больше сделает, но и кто лучше выполнит задание, а затем
приведет в порядок рабочее место.