Опубликовано 11 сентября 2019 в 01:33

Введение

По ФГОС содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одним из направлений является познавательное развитие ребенка.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Важным средством развития этих качеств является дидактическая игра. Дошкольный возраст – плодотворный период: в это время развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, речь, способность к символическим действиям и использованию знаков; закладываются предпосылки для развития словесно-логического мышления; формируются основы для развития всех психических процессов. Дидактическая игра способствует концентрации внимания и формированию интеллектуального мышления дошкольников. С помощью игры можно вызвать интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности.

1. Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста.

Дидактическая игра в средней группе существенно усложняется во всей ее структуре: в игровых и обучающих задачах, действиях, правилах.

Отбирая игры в соответствии с программным содержанием воспитатель должен достаточно четко представить себе, какую роль несут вышеназванные структурные элементы, а также, какие результаты он хочет получить. Используя дидактическую игру с целью пробуждения любознательности, педагог намечает основные обучающие задачи, реализуя их через игровой замысел, вследствие чего игра приобретает для ребенка определенный смысл, становится мотивированной деятельностью. Именно игровая задача «держит» всю конструкцию игры: она способствует вовлечению ребенка в игровую деятельность, создает условия его успешности благодаря растущему интересу («Что дальше) .

Детям средней группы становятся интересными игры соревновательного характера. Коллективное взаимодействие взрослых и детей в дидактической игре способствует проявлению взаимовыручки, возникновению чувства защищенности, эмоциональной отзывчивости. В то же время педагог, направляя детей в игре, заботится о сохранении их самостоятельности, дает возможность принимать решения и отвечать за них. Ожидание результата постепенно становится все более привлекательным. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Воспитатель должен способствовать тому, чтобы дети получали эмоциональное удовлетворение от игры.

В дидактической игре создается мощный познавательный мотив, благодаря чему ускоряются умственные процессы, и происходит созревание психики ребенка. Дидактическая игра способствует развитию воображения, образного и логического мышления, творческого восприятия, а также формированию конкретных и обобщенных знаний и применению их в новых обстоятельствах.

Занятия с дошкольниками, построенные на основе дидактических игр познавательного содержания, могут приносить радость и удовольствие как им самим, так и взрослому, проводящему такое занятие. Они не требуют специального оборудования, могут быть организованы в в любое время, в том числе и на прогулке. Приведу пример такой игры.

Описание дидактической игры «Назови одним словом».

Цель игры: Назвать изображенные на картинках предметы одним словом.

Задачи: Развивать операции логического мышления: обобщение и конкретизация; формировать представление о роде и виде.

Правила игры: Дети делятся на две команды. Каждой команде предъявляются карточки с изображенными на них предметами. Нужно подобрать обобщающее слово для всех предметов, изображенных на карточке. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом те предметы, которые изображены на карточке. Для начала достаточно изображения трех предметов. Постепенно задание усложняется за счет увеличения количества предметов. Показывается вторая карточка, на которой задание усложняется путем добавления объекта, т. е. расширяется класс, в который эти объекты входят. Например: «Назови одним словом розы, тюльпаны, гвоздики». Естественно, обобщающим словом будет «цветы». После того, как слово найдено, показывается вторая карточка, где к этому ряду добавлен еще один объект. Например, береза. «Как теперь можно назвать эти предметы одним словом?

Дети не хотят постоянно быть в роли отгадывающего. Очень скоро у них возникает желание предложить свой ряд предметов (устно, без использования картинок). Педагог провоцирует их на рассуждения, допуская намеренные промахи и неточности. Например, ребенок предложил такой ряд: «береза, дуб, клен», очевидно, имея ввиду обобщающее слово «деревья». Педагог озвучивает ему вариант «растения», а на его возражения предлагает подумать, правильный ли его вариант. Дети должны прийти к выводу, что слово «растения» тоже подходит, но слово «деревья» более точное.