Опубликовано 14 апреля 2016 в 08:55

Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания

Проблема насилия над детьми приобретает все большее социальное и научное значение. Она привлекала и продолжает привлекать внимание специалистов разных областей знаний. Не случайно в последнее время в научной литературе, на страницах газет и журналов, на радио телевидении обсуждаются вопросы о сущности насилия в обществе, уязвимости детей и возможностях создания безопасных для них условий жизни. Когда родители, педагоги и ученые говорят о воспитании детей, то обязательно касаются проблемы наказания. При этом возникает целый ряд вопросов: насколько наказание целесообразно, эффективно и неизбежно? Чем наказание отличается от насилия? Кого чаще наказывают: мальчиков или девочек? С какого возраста можно наказывать ребенка? Следует ли применять физическое наказание? И другие. Специалисты могут ответить только на некоторые из них. Практически каждого ребенка в детстве наказывали. В сознании взрослых людей сложился довольно устойчивый стереотип: без применения наказания воспитать ребенка невозможно. Однако, как показывает практика, не всякое наказание помогает достижению благородной цели воспитания. Более того, формы наказания, которые выбирают родители для достижения желанного воспитательного эффекта, могут причинить тяжелый ущерб личности ребенка. Наказанием считается определенное воздействие, направленное на осознание человеком своего поступка. Специфика наказания распознается по двум признакам. В- первых, наказание должно быть справедливым, соразмерным проступку. Во-вторых, и это, пожалуй, самое важное, - наказание не должно унижать человеческого достоинства, а наказывающий, будь то родитель, педагог или кто-либо иной, не должен стремиться к власти над жертвой. Нарушение одного из этих признаков превращает наказание в насилие. В реальной жизни эти признаки стираются или игнорируются, не замечаются теми, кто наказывает. Поэтому наказание в большинстве случаев рассматривается все-таки как насилие. Практический опыт показывает, что наказания весьма разнообразны, но все их можно объединить в две группы: наказания, основанные на лишении ребенка родительской любви; наказания, основанные либо на болевом ощущении, либо на страхе перед болью. Типичными примерами наказания первого вида могут быть прекращение общения с ребенком; разная по длительности изоляция от родителей, близких, друзей; ограничения в свободном перемещении (например, стояние в углу); отказ от выполнения просьб и пожеланий; лишение удовольствий и развлечений и т.п. Пример физического наказания второго вида – побои ребенка разной силы и с применением разных средств. Эти формы наказания используются с незапамятных времен. В обоих случаях воспитательный эффект достигается воздействием на эмоции и чувства ребенка. Такогорода наказания обязательно приводят к появлению страха: страха потерять родительскую любовь или страха испытать физическую боль. Страх потерять родительскую любовь как наказание превращается в ключевое переживание, которое влияет на все стороны личностного развития ребенка. Под влиянием наказания страхом снижается самоценность ребенка, его уверенность в себе, способность отвечать за свои поступки, стремление к совершенствованию. Одновременно усиливается зависимость от родителей и растет недоверие к людям, возникает замкнутость и т.п. Кроме того, эмоциональное отвержение ребенка, пренебрежительное или негативное отношение рождает у него тревогу, влекущую за собой агрессию. Многочисленные исследования показывают, что большинство агрессивных людей в раннем детстве по самым разным причинам были оторваны от матери. Избежать негативных последствий наказаний можно при соблюдении двух условий. Во-первых, родители должны дать почувствовать ребенку, что он любим, несмотря на наказание, что его лишают любви, внимания и заботы лишь на какой-то срок, что родители огорчены его поступком так же, как и он. Во-вторых, наказание должно относиться не ко всей личности ребенка, а только к тому отдельному случаю поведения (проступку), за который он наказан. С наказанием часто смешивают психологическое насилие. Между этими понятиями существуют различия, которые важны при решении правовых вопросов. Наиболее типичное наказание, граничащее с насилием над ребенком, - запугивание. Важно отметить, что большинство современных родителей не видят в нем ничего серьезного. В современном варианте запугивание ребенка выступает в форме своеобразной народной традиции – «придет дядька с мешком», «тебя волк заберет» и т.п. Все это напоминает забавную игру и попытку управлять поведением ребенка. Однако эта «безобидная» педагогическая технология порождает обилие страхов у ребенка и способна серьезно нервировать его. Огромное число взрослых в современном обществе используют физическое наказание в воспитании детей. При этом частота его применения зависит как от возраста, так и от пола ребенка. Физическое наказание наиболее часто применяется по отношению к детям старше 6 лет. Мальчиков наказывают чаще, чем девочек. В этом больше преуспевают отцы, но иногда и оба родителя прибегают к физическому насилию. Опыт показывает, что физические наказания, особенно сильные, могут заставить ребенка вести себя в соответствии с требованиями родителей или ситуации. Однако достигнутый с их помощью эффект воспитания непродолжителен и чреват серьезными нарушениями как здоровья ребенка, так и его психического состояния. Врачи и психологи не рекомендуют постоянно прибегать к подобному методу воздействия. Во-первых, потому, что должное изменение поведения ребенка происходит в основном в присутствии наказывающего человека. Если наказывающий родитель остается ребенком незамеченным или удаляется, то с большей долей вероятности можно говорить, что ребенок повторит свои действия или проступок. Во-вторых, степень негативного воздействия физического наказания на психику ребенка всегда существенно превосходит достигнутый позитивный эффект в воспитании. Систематическое применение физического наказания может надломить волю ребенка, превратить его в покорную, изворотливую личность, неспособную выработать собственную, независимую позицию и принимать самостоятельные решения. Возможно и то, что ребенок, которого в детстве родители сдерживали постоянными физическими наказаниями, в подростковом возрасте начинает бурно демонстрировать протест. Его поведение становится трудно управляемым, приобретаетчерты отклонений от общепринятых нормативов (в частности, побеги из дома, фанатическое поклонение кумирам, вплоть до асоциальных поступков, например, воровства, причастности к асоциальным, неформальным группам и т.п.). При этом ребенок вступает в противоречие со всем, что было ранее неоспоримым, особенно учащаются конфликты и разногласия с родителями. Такая ситуация может иметь огромные негативные последствия не только для детей, но и для общества в целом. Тревожит, что количество детей, подвергаемых физическому насилию, невозможно учесть даже при применении самых современных статистических методов. Тысячи детей являются молчаливыми жертвами физических воздействий родителей. Многие родители подчас даже не догадываются, какой непоправимый вред наносят своим детям. Физические наказания и их обязательное следствие – психические травмы – нередко становятся звеньями одной цепи, которая тянется из поколения в поколение. Человек, подвергавшийся насилию, сам становится источником насилия по отношению к своим или чужим детям. Пережив в детстве жестокие обиды, он предпринимает суровые, даже насильственные меры, обижая и унижая своего ребенка лишь для того, чтобы впервые в жизни удовлетворить свою потребность в уважении. Усиливающаяся таким образом агрессивность ребенка приводит к тому, что он начинает играть роль агрессора по отношению к своим родителям и близким. К физическому наказанию прибегают родители, обладающие определенными личностными качествами. Таким родителям свойственна склонность к физической и вербальной агрессии, повышенная раздражительность, негативизм. Установлено, что нередко отцы, любящие чуть что хвататься за ремень, отличаются повышенной враждебностью. Низкий уровень эмпатии, отражающий неспособность к осознанию собственных эмоций и сопереживанию другим, стимулирует агрессивные действия. Наказывая детей, агрессивные отцы испытывают своеобразную эмоциональную разрядку, ослабление психофизического напряжения. Матери, прибегающие к физическому злоупотреблению, отличаются от матерей, которые физически не наказывают детей, тем, что чаще воспринимают своих детей как трудных и нуждающихся в поддержке специалистов, а своих родителей и супругов – как равнодушных, эмоционально нечувствительных. Их жизненный опыт полон отвержения, критики и наказания со стороны собственных родителей, близких людей и коллег. У матерей, физически жестоко обращающихся с детьми, наблюдается преобладание таких черт, как импульсивность, низкое самоуважение, склонность к самолюбованию сочетается с доминированием враждебного принятия себя в настоящем и в детстве. Они отрицают, что смотрят на собственного ребенка как на «козла отпущения» и применяют по отношению к нему физические наказания. Родители, избегающие применения физических наказаний или прибегающие к ним эпизодически, отличаются терпением, умением понимать и объяснить мотивы поведения окружающих, взаимодействовать с людьми. Диапазон их коммуникативных навыков достаточно широк, и достойное место в нем занимают косвенная агрессия, обида, чувство вины. Склонность к физической агрессии выражена слабо. Это позволяет им умело взаимодействовать с детьми, используя более гуманные методы. Они способны вовремя уйти от конфликтов или вовсе не создавать их. Они интересуются чувствами и мыслями детей, принимают их со всеми недостатками. Обычно стремятся создавать и поддерживать благополучную обстановку в семье, оказывать внимание и поддержку как детям, так и другим членам семьи. Физические наказания широко распространяются на детей дошкольного возраста.Наказывая маленького ребенка, родители часто неосознанно пользуются полной его незащищенностью и беспомощностью. Исследования показали, что агрессию родителей вызывают поступки детей, связанные главным образом с нарушением моральных норм, социальных запретов. В таких случаях родители обычно объявляют ребенку: «Ты плохо себя ведешь!», хотя сами зачастую не могут объяснить ни себе , ни ребенку смысл его плохого поведения. Наказание неизбежно, если ребенок не подчиняется воле родителей, сопротивляется навязываемым нормативам, пытается сам отбирать приемлемую стратегию взаимодействия с миром. Заметно реже наказание провоцирует непослушание ребенка, пренебрежение им требований родителей в конкретной ситуации, например, убрать игрушки в ящик, уменьшить звук работающего телевизора, а также драки со сверстниками и младшими детьми не столь часто вызывают наказание со стороны родителей. Они либо не замечаются родителями, либо заставляют использовать другие воспитательные приемы. Около 45% родителей пытаются гуманными способами решать проблемы воспитания, ориентируясь, прежде всего, на логику развития ситуаций, свой жизненный опыт и здравый смысл. Родители стремятся сохранить с ребенком доверительные отношения. Несмотря на все проступки, нарушение норм поведения, прибегают только к задушевным разговорам с ребенком дошкольником. 55% обследованных родителей в воспитании прибегают к разным средствам насильственного воздействия, среди которых предпочтение отдается ремню. Вызывает тревогу тот факт, что одна треть родителей считает неизбежным применение физических наказаний по отношению к маленьким детям. Они полагают, что наказание – эффективная дисциплинарная мера. Наказание упорядочивает поведение детей, делает их более послушными и менее упрямыми. Тревожит и то, что остальные родители, хотя испытывают разные нравственные чувства, включая жалость, чувство вины и муки совести, не отказываются от наказаний. Это еще раз подчеркивает устойчивость традиции наказания детей. Применяя по отношению к ребенку физические наказания разной степени тяжести, родители формируют у него установку на допустимость насилия. Насилие осознается как единственно возможный способ решения всех возникающих проблем. Примечательно, что сами дети несколько иначе, чем их родители, представляют картину наказания. Физическое наказание тяжело переживается детьми уже в раннем возрасте. Наиболее частая реакция дошкольников на наказание – плач как естественная реакция на сильное болевое воздействие. Наряду с этим переживание наказания сопровождается появлением обиды, злости, то есть эмоций, лежащих в основе агрессии и низкой самооценки. Хотя грусть и просьба о прощении встречаются несколько реже, их значимость остается высокой, поскольку они могут стать источником низкой социальной активности, пассивной стратегии последующей социально – психологической адаптации. Конечно, особенности переживаний ребенка зависят от многих причин, среди которых наиболее значимы: личностные особенности ребенка, прежде всего, его самооценка; особенности взаимоотношений в семье (доброжелательность, доверительность, враждебность и т.п.) понимание ребенком справедливости наказания; применяемое средство наказания. Применяя к ребенку физическое наказание. Родители показывают, что насилие ирукоприкладство допустимы, и тем самым увеличивают риск причинения не только физической травмы, но и психической. Жестокие наказания восстанавливают ребенка против родителей, а самое страшное – остаются в памяти на всю жизнь. Довольно часто последствия физического наказания сводятся ко сну и плачу ребенка. Это может свидетельствовать о трудностях в преодолении им эмоционального напряжения, не исключена нервная истощаемость ребенка. Исследования показывают, что дети – дошкольники пытаются защитить себя в ситуациях наказания: «плохо себя чувствую», «убегаю в свою комнату», «обижаюсь». Психологическая защита выражается также фразами, показывающими ненужность наказания и желание сохранить самоценность : «Я хороший», «Я умный». Таким образом, наказание вряд ли можно назвать эффективным методом воспитания. Часто ребенок остается в замешательстве – «Чего хотели взрослые?». Наказание возбуждает противоречивые чувства. Дети, которых наказывали физически, испытывают чувство беспокойства, унижение, у них появляется желание отомстить за оскорбление. Особенности переживания, их интенсивность зависят от личности наказуемого. Если физическое наказание становится обычным методом воспитания, оно приносит огромный вред. То, что началось с нескольких шлепков, может выйти из-под контроля, если у взрослого крепится привычка выплескивать собственные чувства и проблемы на ребенка. Ребенок постепенно усваивает такое поведение и вполне может начать использовать шлепки и удары по отношению к другим, когда его чувства будут затронуты. Применение физического наказания родителям провоцирует возникновение трудностей межличностного взаимодействия детей – дошкольников. Дети, к которым применяют физические наказания, имеют в общении проблемы, обусловленные, прежде всего, повышенной агрессивностью и тревожностью, а также сниженной самооценкой. Агрессивность детей, имеющих опыт переживания физического наказания, проявляется при решении спорных вопросов, выражается в драчливости, капризности, раздражительности. Такие дети враждебно реагируют на слова взрослых, не воспринимают их критики, занимают по отношению к взрослым оборонительную позицию. Можно предположить, что им комфортнее в одиночестве, поскольку исчезают основные источники угрозы. В результате такие дети испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, не подчиняются общим правилам, могут проявлять деструктивные тенденции по отношению к окружающим. Дети, которых не наказывали, обладают менее выраженным уровнем агрессивности. Они контактны, правильно реагируют на коммуникативные конфликты, строят отношения со сверстниками и взрослыми на основе самоценности, доверия и сотрудничества. Умеренный уровень тревожности и высокая самооценка позволяют им воспринимать возникшие коммуникативные барьеры как преодолимые или вовсе их не создавать. Дружелюбие, ощущение себя хорошим человеком, компенсирующее присущую человеку агрессию, делают их успешными в общении. Можно определить ряд психологических особенностей, характерных для избиваемого ребенка-дошкольника. Синдром избиваемого ребенка включает в себя: - осознание ребенком факта применения физического наказания со стороны; - частая драчливость; - редкие проявления дружелюбия по отношению к сверстникам; - злость; - агрессия во взаимоотношениях со сверстниками;- агрессия во взаимоотношениях со взрослыми; - неосознаваемые агрессивные проявления; - высокая личная тревожность; - тревога во взаимоотношениях со взрослыми; - с детьми; - ощущение нездоровья; - сниженная самоценность; - непринятие в семье. Наказание целесообразно и тогда, когда агрессивное поведение одного из детей создает опасность для здоровья других. Серьезность опасности возрастает, когда под угрозой оказывается жизнь младших братьев и сестер. И. Ловаас сформулировал несколько несложных правил применения наказания: - Сначала используйте альтернативные методы. Прибегая к наказанию, взрослые должны быть уверены, что исчерпали все другие средства. - Формируйте альтернативные способы наказания. Не следует наказывать ребенка, если он не обучен другим способам самовыражения. - Сначала пробуйте нефизические методы наказания. В том случае, когда наказание неминуемо, сначала следует прибегнуть к нефизическим методам (не обращать внимания на поведение ребенка и т.д.). - Сначала пробуйте наименее аверсивный (болезненный) метод. Громкое «нельзя» может стать для ребенка наказанием. Затем, в случае неэффективности подобного запрета, родители прибегают к тому, что просят ребенка выполнить какие- либо действия, например, 10 приседаний. Если нежелательное поведение угасает, то другие применять не следует. - Избегайте длительного применения наказания. Длительное наказание приводит к снижению его эффективности. - Принимайте за исправление одной формы поведения во всех ситуациях. Воспитательный эффект возрастает, если родители, педагоги выбирают только одну из форм некорректного поведения. Например, ребенок кусает детей. Важно, чтобы наказание дома, в детском саду было одинаковым. - Наказывайте при первых признаках нежелательного поведения. Эффективность воспитательного воздействия повышается, если наказание следует при первых же признаках нежелательного поведения. Прибегая к любой форме воздействия на ребенка, взрослые должны помнить, что наказание должно вести к изменениям поведения. Если этого не происходит, продолжать наказывать ребенка нет смысла и вредно.