Опубликовано 06 мая 2016 в 18:09

Театрально-игровая деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Игра - естественный для ребёнка вид деятельности, мотив её лежит в самой её сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку выразить самые фантастические желания, свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки.

Л. С. Выготский писал, что «... игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка».

В дошкольном детстве ребенок осваивает разнообразные игры: сюжетные, режиссерские, народные, подвижные и прочие. Среди многообразия игр, особое место занимают театрализованные игры.

Театрализованная игра привлекает внимание многих исследователей (И. Г. Вечканова, Л. В. Артёмова, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Акулова). Как показывает анализ, существуют различия в понимании театрализованной игры. Так, И. Г. Вечканова даёт следующее понятие театрализованной игре: театрализованная игра - это деятельность, моделирующая социальные отношения, внешне подчинённые сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимикой, графикой, речью, пением).[2, с.6] О. В. Акулова определяет театрализованную игру как интегративный вид деятельности, способ самовыражения ребёнка, средство его эмоционального, социального и речевого развития. Л. В.Артёмова обозначает театрализованную игру как вид сюжетной игры, развитие которой происходит по заранее определённому сценарию, в основе которого заложен литературный сюжет. Персонажи литературных произведений становятся действующими лицами в театрализованной игре детей, а их приключения, дополненные детской фантазией, - сюжетом игры.

Театрально-игровая деятельность воплощает в себе черты игровой деятельности:

Импровизированный, творческий, активный характер (поле творчества).

Эмоциональная наполненность, состязательность, эффект включённости, удовольствие от процесса (эмоциональное поле).

Фантазийность, мнимость ситуации (поле условности).

Бескорыстность, непредсказуемость результата (поле свободы).

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

К режиссёрским играм относятся:

настольный театр игрушек;

настольный театр картинок;

стенд-книжка;

ковролинограф.

К играм-драматизациям относятся:

игры с пальчиками, театр ложек;

игры с куклами би-ба-бо;

игры с куклами-марионетками;

игры с большими напольными куклами.

Театрально-игровая деятельность является эффективным средством социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольников. Она имеет непосредственное отношение к двум видам деятельности - игровой и художественной, что определяет её «рубежный» характер(А. Н. Леонтьев). Связь с игровой деятельностью придаёт театрализованной игре характер импровизации.

Театрализованная игра детей старшего дошкольного возраста является интегративным видом деятельности, способом самовыражения ребенка, средством его эмоционального, социального и речевого развития. [1, с.114]

К театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста относятся очень разные по сложности, развёрнутости и направленности виды детского художественно-игрового опыта:

-игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;

-ролевой диалог на основе фрагмента текста;

-игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или контаминация нескольких сюжетов без предварительной подготовки;

-инсценирование крупного отрывка произведения;

-драматизация всего текста;

-постановка целостного спектакля по одному или нескольким произведениям.

При этом ребенок может либо принимать роль на себя, являясь «артистом», либо действовать фигурками театральных игрушек, организуя деятельность как «режиссер». [1, с.114]

О. В. Акулова подчеркивает, что развитие театрально-игровой деятельности состоит в постепенном переходе ребёнка:

от игры по одному литературному или фольклорному тексту - к игре- контаминации, подразумевающей свободное построение ребёнком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной интерпретацией её ребёнком, соединяются несколько произведений (коллаж);

от игры, где передаются некоторые особенности персонажа - к игре, в которой создаётся целостный и «живой» образ героя с помощью комплекса вербальных и невербальных средств выразительности;

от игры, в которой центром является «артист», - к игре, в которой представлен комплекс позиций: «артист», «режиссёр», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребёнка связаны с какими-либо из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов. [3, с. 191]

Театрально-игровая деятельность протекает чаще всего как совместная деятельность детей. Дети объединяются на основе интереса к литературному произведению, желании эмоционально ярко передать образы литературных героев, внести творческое дополнение, творчески подойти к развитию сюжета и представить новые линии развития сюжета и литературных событий. Нередко объединяют несколько литературных произведений в единый сюжет. Как показывают многие исследования (М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, С. А. Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Т. А. Репина) у старших дошкольников значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях, проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению и взаимодействию со сверстниками в разных видах деятельности.

В целом, содержание и организация театрально-игровой деятельности требует от детей проявления разнообразных контактов и взаимодействия на уровне игрового замысла, выбора темы игры, организации игрового пространства, распределения ролей и творческого воплощения замысла. Можно сказать, что театрализованные игры являются "школой социального взаимодействия" (О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т.А.Березина, О. В. Солнцева). В совместной театрализованной игре обогащается опыт сотрудничества детей со сверстниками в соответствии возрастными особенностями и возможностями дошкольников.

К рассмотрению особенностей взаимодействия старших дошкольников со сверстниками мы обратимся в следующем параграфе.

Список использованной литературы:

1.Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 176с.

2.Баряева Л.Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. П. Театрализованные игры - занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. - СПб.: Союз, 2001

3.Методические советы к программе «Детство» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 304с.